Максимизация прибыли в условиях чистой монополии

Для монополии, также как и для совершенно конкурентной фирмы, главным принципом является максимизация прибыли.

Возможности монополиста, как и любой другой фирмы, получить прибыль, часто ограничены издержками производства.

Другим важным ограничением для монополиста является спрос на его продукт. Так как чистый монополист функционирует на рынке один, кривая спроса для фирмы есть то же что кривая спроса для всего рынка. У чистого монополиста кривая спроса имеет отрицательный наклон. Следовательно, для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.

P

D

Q

Кривая спроса у фирмы – чистого монополиста.

 
 


P

D

Q

Кривая спроса у совершенно конкурентной фирмы.

Если кривая спроса у чистого монополиста имеет отрицательный наклон, то имеем дело с «ценоискателем».

Существуют 3 следствия нисходящей кривой спроса:

1. Цена превышает предельный доход (Р > МС). Тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы увеличить продажи. Является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Поэтому кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса.

2. Монополист не свободен от рыночных сил в установлении цены и объёма производства. Это означает, что высокие цены связаны с низкими объёмами продаж, и наоборот – низкие цены – с большими объёмами продаж.

3. Фирма- монополист должна учитывать ценовую эластичность спроса.

Когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход фирмы. Когда спрос неэластичен, падение цены уменьшает валовой доход. Поэтому максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации «цена0 количество» на эластичном отрезке.

Теперь после анализа кривой спроса обратимся к проблеме максимизации прибыли чистой монополией. При её решении можно воспользоваться двумя способами:

1. Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС).

2. Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).

P;MR

D

Q

MR

А) кривые спроса и предельного дохода

TR

TR

Q

Б) кривая валового дохода

При сравнении валового дохода и валовых издержек максимум общей прибыли будет при таком объёме производства, когда разница между TR и TC максимальна.

TR;TC

TC

TR

0

Q1 Q

Q1 –объём производства, обеспечивающий максимум прибыли.

Другой способ определения прибыли требует сопоставления предельного дохода и предельных издержек.

P

MC

P1

ATC

AC

D

MR

Q1 Q

P1- цена и Q1 – объём производства, максимизирующие прибыль.

Поведение на рынке фирмы- монополиста будет определяться динамикой предельного дохода и предельных издержек. Пока разность между MR и МС положительна, фирма расширяет производство. Когда же MR=MC, фирма – чистый монополист будет производить объём производства Q1, максимизирующий прибыль. Равновесие фирмы – монополиста достигается при таком объёме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. Р-АС – экономическая прибыль на единицу продукции

(Р-АС)*Q –совокупная максимальная прибыль (заштрихованный прямоугольник).

Условием равновесия чистой монополии является: (MC=MR)<AC<P

Заслуживает внимание то, что

1. монополист не назначает «наивысшую» цену, которую он может получить

2. монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции.

С целью максимизации совокупной прибыли чистый монополист может использовать ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация- это продажа одного итого же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причём различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

Слово “дискриминация” означает здесь не ущемление чьих-либо прав, а «разделение». Монополист, занимающийся ценовой дискриминацией, должен уметь надёжно разделять рынок (сегментация рынка), ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей.

Условия, необходимые для ценовой дискриминации:

1. Покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию.

2. Продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям, спрос которых обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен – более низкая.

Неценовая дискриминация позволяет монополисту увеличивать свои совокупные прибыли, с другой стороны, при всех остальных равных условиях монополист будет производить больший объём продукции, чем занимающийся дискриминацией монополист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: