Для того чтобы избежать второй ошибки, очевидна необходимость: компетенции в психологических аспектах экономического стимулирования. Остановимся на этом несколько подробнее. Механизмы побуждающего действия экономических стимулов не стали еще предметом глубокого и разностороннего исследования. Часто даже специалисты смешивают понятия "стимулы" и "мотивы", забывая, что за первыми стоят внешние побудители экономического поведения человека, а вторые представляют собой внутренние побуждения, вырастающие из потребностей. Связь мет жду теми и другими неоднозначна, она опосредуется структурой личности, опытом, мировоззрением субъекта, а также ситуацией. Стимулы, таким образом, следует рассматривать как факторы мотивации и как метод формирования мотивов, а сложные задачи диагностики мотивов сочетать с использованием адекватных стимулов для их формирования.
В экономической психологии и социологии труда выделяют прямую мотивацию как заинтересованность в процессе и непосредственном результате труда и косвенную мотивацию, основным компонентом которой является мотивирующая роль заработной платы. В настоящее время в частных фирмах упор делается на косвенную стимуляцию.
|
|
Высокая заработная плата в частной фирме создает у работника чувство собственной значимости, ценности, повышает (иногда избыточно) его самооценку. Однако косвенное стимулирование имеет свои пределы. Соблюдение принципа оплаты по труду является необходимым, но недостаточным условием обеспечения эффективности деятельности и удовлетворенности ею. Если люди с высокой оплатой труда и завышенной самооценкой собираются в одну группу, неизбежно проявляются эффект социального сравнения, механизм соперничества и борьба за лидерство. Этот процесс может идти довольно долго и болезненно, сопровождаясь образованием конфликтующих групп, срывами в работе.
В этом случае очень важно опираться на максимально объективные и справедливые критерии оплаты труда. Часто критерием хорошей оплаты в фирме для руководителя является сравнение с заработной платой в государственных структурах, а для работника— соотношение прибыли, получаемой в фирме с помощью его труда, и той суммой, которую он получает.
Изменения в прямой мотивации предполагают воздействие путем убеждения, внушения, психического заражения на личность работника, на его систему ценностей. (Убеждение — метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Внушение — процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Заражение — процесс передачи эмоционального состояния на психофизиологическом уровне помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему.) Способами реализации такого воздействия являются агитация, собственный пример поведения и деятельности, информирование.
|
|
Властная (принудительная) мотивация возникает под угрозой ухудшения удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного при невыполнении им предъявленных руководством требований. Способы ее реализации— требование, распоряжение, приказ, угроза, предписание. Однако наиболее предпочтительными и действенными являются средства морального поощрения. Позитивные подкрепления особенно действенны, если они используются немедленно, конкретно и искренне.
В силу неопределенности правовой ситуации в отечественном бизнесе сотрудников обычно подбирают из родственников и друзей, а не на конкурсной основе. Это порождает сложности в стимулировании, стандартная система поощрений и наказаний претерпевает существенные изменения по отношению к ним, значительно снижая административные возможности. "Свои" люди находятся, как правило, в плену ожидательных иллюзий, ориентации на "свойские" отношения.
Справедливость — хрупкое и своеобычное восприятие людьми действительности. Важно его не разрушить. Применяя теорию обмена к анализу межличностных отношений, говорят о чувстве неравноценности или равноценности взаимооотношений.
Выработаны три аксиомы справедливости.
1. Люди оценивают свои взаимоотношения, сравнивая что они вкладывают и что получают взамен (это происходит осознанно и неосознаваемо).
2. Неэквивалентность вклада и отдачи приводит к возникновению беспокойства, напряжения, которые при переоценке вклада переживаются как чувство вины, а при недооценке — как чувство обиды.
3. Люди, не удовлетворенные своими взаимоотношениями из-за низкой отдачи, стремятся восстановить справедливость, уменьшая свой вклад, увеличивая отдачу или даже прекращая взаимоотношения.
Обиженный сотрудник начинает увеличивать перерывы, часто брать бюллетени, непродуктивно использовать рабочее время, хуже выполнять работу. Один из вариантов, используемый обиженным работником, чтобы снять накопившееся чувство обиды и субъективно восстановить справедливость, — перестать соблюдать правила информационной безопасности. Поэтому так важно в менеджменте способствовать сохранению чувства справедливости у сотрудников. Для этого, в частности, необходимо выяснить, какова "психологическая валюта" конкретного человека, его приоритеты и ожидания в стимулировании. Золотое правило отношений Р.К.Хьюсман и Д.Д.Хэтфилд (1992) формулируют так: «делай для других то, что они хотели бы, чтобы ты сделал для них» (вместо «делай для других то, что ты хотел, чтобы сделали для тебя другие»)[76].