Судебный прецедент (лат. precedens, precedentis - идущий впереди, предшествующий) - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел этим же судом либо судами, равными или нижестоящими по отношению к нему.
Как форма (источник) права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта. Однако его элементы имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с деятельностью Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.
3. Нормативный договор — это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.).
|
|
Любой нормативный договор характеризуется следующими свойствами:
а)нормативностью содержания;
б)добровольностью заключения, согласием сторон по всем существенным аспектам договора;
в)равенством сторон;
г)общностью интереса;
д)эквивалентностью взаимной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
5. Нормативно-правовой акт — это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий обязательные юридические нормы (правила поведения).
Он является наиболее важным и распространенным источником права.
Признаки НПА:
1.Нормативный акт издается только государством или органами, специально уполномоченными на то государством.
2.Исполнение нормативных актов обеспечивается силой государственного принуждения (в частности, экономическими методами).
3. «Они содержат в себе общеобязательные нормы».
4.Нормативно-правовые акты принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке.
5.Нормативные акты выступают в виде официального государственного документа со старого определенной письменной формой, при этом они имеют обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, приказ и т.д.), наименование органа, принявшего акт (Президент, Правительство и т.д.), а также другие атрибут. Нормативные акты всегда должны иметь письменную форму, которая предназначена для единообразного понимания и применения норм права, а также для предотвращения произвольного толкования правовых норм. Не опубликованные нормативные акты не имеют юридической силы и не могут применяться.