- различные способы или методы, сближения правовых систем гос-в.
Текст типового закона Юнсинтрал об электронных подписях от 5 июля 2001 года (п.26, р.27)
Гармонизация может идти стихийно или целенаправленно.
Стихийно – гос-во просто реципирует нормы права у соседнего гос-ва; гос-во реформирует законодательство, вбирая в себе имеющееся у других гос-в.
Целенаправленное – в основе гармонизации лежат модельные законы, типовые законы и др., которые и создаются для того, чтобы гос-во гармонизировало свое законодательств.
Гармонизация может идти на межгос-венному уровне – осуществляется в рамках работы международных межправительственных организаций (ВОИС и др.), которые разрабатывают типовые законы адресованы именно гос-вам.
Гармонизация на негос-венном уровне – международная торговая палата в Париже и др. Адресатом норм выступают частные лица. Разрабатываются типовые коммерческие контракты (к примеру, типовой дистрибьюторский контракт и др.).
Формулярное право (субправо – Бахин) – совокупность типовых контрактов, проформ.
Контрактуализация – форма унификации (синоним формулярного права)
Пример: Венская конвенция 1980 г. регулирует не договор купли-продажи, а отношения между гос-вами по поводу единообразной регламентации купли-продажи, она обязывает государства обеспечить применение предусмотренных Конвенцией соответствующих правовых норм. Только тогда, когда нормы, содержащиеся в международном договоре, станут частью национального (внутреннего) права гос-в, можно говорить об УН права как о законченном процессе: во внутреннем праве гос-в — участников договора появились одинаковые правовые нормы.
Нормы данного этапа - международно-правовые УНИФИЦИРУЮЩИЕ.
Восприятие международно-правовых норм национальным правом гос-в — второй этап УН права. Это сугубо национальное дело, и он реализуется с помощью национально-правовых механизмов - либо трансформацией, либо национальной имплементацией.
В РФ правовая основа этого процесса предусмотрена в Конституции: «...Международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Конституция устанавливает общий принцип действия международных договоров в РФ как части ее правовой системы.
Нормы данного этапа – национально-правовые УНИФИЦИРОВАННЫЕ.
Международные организации, специализирующиеся на УН права: Гаагская конференция по международному частному праву, Римский институт по УН частного права, Комиссия ООН по праву международной торговли. Чаще международные организации, обеспечивающие сотрудничество между государствами в конкретных областях, занимаются также УН права в этих областях, например Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.
Унифицированные нормы действуют как национально-правовые. Однако из-за связи с международным договором Унифицир.нормы не сливаются с общим массивом национальных норм. Причины:
1. МДоговор сужает пространственную сферу Унифицир.норм по отношении к обыкновенной национальной норме, регулирующей эти же отношения. То есть Унифицир.нормы по договору между РФ и Болгарией применима только для трансграничных ЧП отношений между РФ и Болгарией.
2. По толкованию – толкуются в свете принципов и целей соответствующего Межд.Дог-ра.
3. По времени – только с момента ратификации или достижения числа ратификационных подписей Межд.дог-раД. Прекращает действие Унифицир.норм, когда гос-во выходит из Межд.дог-ра.
В результате в национальном праве РФ по одному и тому же вопросу существуют разные правовые нормы – унифицированные (коллизионные, материальные, процессуальные, универсальные, региональные, двусторонние) и внутренние, то есть содержащиеся в законах и подзаконных актах.
Выходы из проблемы:
1. п.4 ст. 15 Конституции – приоритет норм МД над внутренними. Следовательно при противоречии применяем унифицированные. А не общие. Т.о. приоритет специальных норм.
2. Если сталкиваются унифицированные коллизионные и унифицированные материально-правовые, то в соответствии с ГК РФ: «Если МД РФ содержит мат-но-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение права на основе коллизионных норм, если материальное регулирует полностью, исключается».
3. Между разными уровнями унификации – применяем сначала двусторонний, затем региональный, затем универсальный. НО, если в универсальном и региональном есть императивные нормы – применяем норму соответствующей унификации.
Примером подобной гармонизации на универсальном уровне может быть подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже. Кроме Типового закона о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ разработал еще несколько типовых законов: «О международных кредитовых переводах» 1992 г., «Об электронной торговле» 1996 г., «О трансграничной несостоятельности» 1997 г. На региональном уровне необходимо отметить Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей гос-в — участников СНГ в 1994—1996 гг. в качестве рекомендательного законодательного акта для СНГ
Cоотношение с унификацией права.
1. Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для гос-в форме, т. е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация — более простой и более «мягкий» процесс, он не опосредуется твердыми международно-правовыми обязательствами. Чаще всего это односторонний процесс. Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать, осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юр обязательствами.
2. Различие формы приводит к различным результатам. Только унификация ведет к созданию одинаковых норм во внутреннем праве разных гос-в, а гармонизация—лишь к сближению права, к устранению противоречий: нормы разных гос-в могут быть похожими, даже словесно совпадающими, но разными.
3. Природа и место норм в национальной системе, созданных в процессе унификации и гармонизации, также отличны. Унифицированные нормы в национальном праве выступают как специальные, поскольку вся их жизнь, от создания до прекращения, связана с международным договором. Отсюда особый порядок их применения. Напротив, в процессе гармонизации происходит развитие нац-ого права. В него включаются нормы, адаптированные к национальной правовой системе, принимаемые в форме национальных законодательных актов. Они ничем не отличаются от других норм нац-ого права и применяются в общем порядке. Они получают реальное содержание в контексте национального права. Это может привести к тому, что даже одинаковые по форме нормы будут иметь разное содержание в праве разных гос-в.
4. Унифицированные материальные нормы снимают коллизионный вопрос и применяются непосредственно. Гармонизированные нормы не снимают коллизионную проблему. Каково бы ни было реальное сближение права разных гос-в, как обширны бы ни были совпадения в праве, коллизии между ними возникают: при регулировании частноправовых отношений с международными характеристиками, прежде всего, необходимо выбрать применимое право.
5. Иногда международный договор становится основой гармонизации. Речь идет о гос-вах, не участвующих в договорах. Нет никаких препятствий для неучаствующих гос-в включить нормы договора в свое национальное право. Но в этом случае договор действует в качестве не юридически обязательного акта, а типовой модели.
6. С одной стороны, казалось бы, что унификация наиболее способствует сближению права, так как только она создает одинаковые нормы в праве разных гос-в. Но практика свидетельствует, что гос-ва неохотно связывают себя жесткими юр обязательствами. Напротив, гармонизация как более простой процесс, не связывающий гос-ва жесткими юр обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально
способствует сближению права.
Перспективы унификации
История международно-договорной унификации частного права включает два периода: первый период начался в 1883 г., когда был принят первый универсальный международный договор - Парижская конвенция по охране промышленной собственности, второй период начался с образования Организации Объединенных Наций и продолжается по сей день.
Первый период можно назвать временем частных инициатив, когда унификация осуществлялась в основном по инициативе отдельных гос-в, организаций, как правило, неправительственных, и даже отдельных лиц (Паскуале Манчини и др.). В это время был разработан ряд важных международных конвенций, большая часть из которых действует и сегодня: в области интеллектуальной собственности - Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г.; в области транспорта - Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г., Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (далее - Варшавская конвенция 1929 г.); в области финансово-денежных отношений - Женевская конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселях 1930 г., и Женевская конвенция, устанавливающая единообразный закон о чеках 1931 г.
Вовлечение после Второй мировой войны в процесс унификации широкого круга гос-в, в том числе только выходящих на арену международного сообщества, столкновение их интересов обусловили компромиссный характер последующей унификации. Второй период наряду с очень крупными достижениями (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (далее - Монреальская конвенция 1999 г.), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г., Кейптаунская конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г. и др.) характеризуется большим числом начинаний, которые так ничем и не закончились. Кроме того, значительное число конвенций, которые были приняты в этот период, оказались неработоспособны, поскольку имеют сравнительно небольшой круг участников и долго не вступают в силу.
А.Л. Маковский обозначил ряд проблем в сфере унификации частного права. В первую очередь это проблема вступления конвенций в силу. Если первые конвенции содержали довольно мягкие условия (несколько ратификаций и короткий период времени для вступления в силу), то впоследствии стало ясно, что такое положение вещей не соответствует самой задаче унификации - созданию единообразного регулирования, тем более универсального, рассчитанного на глобальные отношения. В тексты конвенций стали включать квалифицирующие признаки, в значительной мере осложняющие их вступление в силу. Как правило, такие признаки содержатся в деликтных конвенциях. Например, Брюссельская конвенция о гражданской ответс-ти за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. требует, чтобы среди ее участников было определенное число гос-в с указанным тоннажем нефтеналивного флота.
Другой острой проблемой является необходимость изменения и пересмотра конвенций, возникающая вследствие подвижности отношений, подпадающих под действие унифицированных норм. Здесь интересен опыт создателей двух первых конвенций по интеллектуальной собственности (Парижской и Бернской), которые разработали очень сложную, но в целом разумную систему администрирования конвенций, предусмотрев специальные органы, основания, условия и сроки их пересмотра.
С вопросом об изменении и пересмотре конвенций связана другая проблема. Даже в случае осуществления пересмотра, принятия новой редакции конвенции отсутствуют действенные механизмы, побуждающие участников первоначального международного договора стать участниками пересмотренного международного договора. Возникает явление многовариантности международно-договорной унификации соответствующих отношений. Сегодня, когда есть вполне современная и совершенная Монреальская конвенция 1999 г., продолжает действовать Варшавская конвенция 1929 г. В интересах прежде всего клиентуры воздушного транспорта было бы разумно и справедливо покончить с Варшавской конвенцией 1929 г. и перейти на новое регулирование Монреальской конвенцией 1999 г., но сделать это пока невозможно.
Руководитель Центра фундаментальных исследований и взаимодействия с Российской академией наук ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор Н.Г. Доронина выступление посвятила вопросам диффузии в праве как направлению развития МЧП. Диффузия права представляет собой стихийное проникновение правовых норм, действующих в иностранном гос-ве, в национальное право. Данную теорию разработал профессор университетов Глазго (Шотландия) и Роттердама (Нидерланды) Есин Оружу. Достоинством диффузии как способа унификации права является то, что она осуществляется вне зависимости от наличия взаимной договоренности между соответствующими субъектами международного права и может рассматриваться в качестве альтернативы международно-правовому способу унификации права.
По мнению докладчика, исследование явления диффузии права актуально в силу того, что заимствование удачно сформулированных норм права или принципов правового регулирования принимает все более распространенный характер. Благодаря переходу многих гос-в от административно-командной системы к рыночной в недрах экономических отношений чаще всего встречаются однотипные договорные связи. В докладе были обозначены две тенденции развития договорного и МЧП: 1) расширение автономии воли сторон и свободы договора, что позволяет хозяйствующим субъектам самостоятельно разрабатывать договорные конструкции, например в области финансового рынка, обмена товарами; 2) возрастание роли императивных норм вследствие стремления гос-в экстраполировать свою защиту на национальных предпринимателей, что порождает проблему экстерриториальности в применении законодательства.
В связи с этим особое значение приобретает механизм негос-венного третейского разбирательства, поскольку такой порядок разрешения споров создает необходимые условия для применения договорных конструкций, которые стороны разработали для регулирования своих правоотношений, обеспечивает адекватное применение диффузионных унифицированных норм lex mercatoria.
В правилах Incoterms 2010 толкуются основные термины, которые используются при составлении международных торговых контрактов. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены в документе, признанном на международном уровне. Эти условия регламентируют момент передачи права собственности на товар и, следовательно, ответственность за испортившийся в пути товар, а также неправильное оформление документов на груз и т.п. Точное восприятие каждого термина, его влияния на контрактные, транспортные и страховые обяз-ти, т.е. правильное использование новых Правил Международной торговой палаты Incoterms 2010, значительно упрощает процесс составления договора и позволяет избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределённость различной интерпретации торговых терминов в различных странах.
Таким образом, правила Incoterms являются ключевым элементом международных торговых контрактов, без которых современное осущ-е ВЭД и международной торговли было бы совершенно другим. Термины Incoterms описывают издержки и риски при доставке товаров от продавца к покупателю, а также регулируют обяз-ти сторон по вопросам транспортировки товаров, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, страхованию товара, выполнению обязанностей по таможенной очистке товара.
Впервые правила Incoterms были представлены Международной торговой палатой в 1936 году, что стало значительным нововведением в мировом торговом сообществе. Новый свод правил стал первой реальной попыткой привести разрозненные национальные системы к общему знаменателю. С тех пор, как правила Incoterms были впервые представлены, они регулярно, т.е. каждые 10 лет, пересматриваются с тем, чтобы отвечать современным требованиям в условиях ускоряющегося роста международной торговли и глобализации.
Сфера действия Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) распространяется на права и обяз-ти сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).
Каждый термин Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) представляет собой аббревиатуру из трех букв.
Категория E Отгрузка | EXW | любые виды транспорта | EX Works (... named place) Франко завод (...название места) |
Категория F Основная перевозка не оплачена продавцом | FCA | морские и внутренние водные перевозки | Free Carrier (...named place) Франко перевозчик (...название места) |
FAS | морские и внутренние водные перевозки | Free Alongside Ship (... named port of shipment) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки) | |
FOB | морские и внутренние водные перевозки | Free On Board (... named port of shipment) Франко борт (... название порта отгрузки) | |
Категория C Основная перевозка оплачена продавцом | CFR | любые виды транспорта | Cost and Freight (... named port of destination) Стоимость и фрахт (... название порта назначения) |
CIF | любые виды транспорта | Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения) | |
CIP | любые виды транспорта | Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения) | |
CPT | любые виды транспорта | Carriage Paid To (... named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения) | |
Категория D Доставка | DAT | любые виды транспорта | new!!! Delivered At Terminal (... named terminal of destination) Поставка на терминале (... название терминала) |
DAP | любые виды транспорта | new!!! Delivered At Piont (... named point of destination) Поставка в пункте (... название пункта) | |
DDP | любые виды транспорта | Delivered Duty Paid (... named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения) | |
любые виды транспорта | Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Duty Unpaid (... named place of destination) Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения) | ||
любые виды транспорта | Исключен из Инкотермс 2010 Delivered At Frontier (... named place) Поставка до границы (... название места поставки) | ||
любые виды транспорта | Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Ex Quay (... named port of destination) Поставка с пристани (... название порта назначения) | ||
любые виды транспорта | Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Ex Ship (... named port of destination) Поставка с судна (... название порта назначения) |
Здесь представлен полный список терминов Инкотермс 2010 (Incoterms 2010)
и необходимые комментарии к ним.
ИНКОТЕРМС 2010 будет действовать для уже заключенных контрактов, даже если исполнение обязательств по нему предусмотрено в 2011 году.
После 1 января 2011 года любая ссылка и упоминание "ИНКОТЕРМС" в новых контрактах будет подразумевать ссылку на ИНКОТЕРМС 2010.
В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, - Гаагские конференции по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Всемирная торговая организация (ВТО), УНИДРУА, МТП, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ. Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частноправовым вопросам.
Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеет комплексный характер - они представляют собой сочетание унифицированных и материальных и коллизионных норм. В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы обладают доминирующим положением, а коллизионный метод играет роль субсидиарного начала и средства восполнения пробелов.
Унификация права - это процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главная особенность унификации права: она происходит одновременно в двух различных правовых системах - в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств.
Унификация права - это разновидность правотворческого процесса, который происходит в основном в рамках международных организаций. Результаты унификации наиболее ощутимы в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП. Ее основные итоги - выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1986)), единообразных материальных норм (Конвенция
УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге (1988)), полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы - Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980)).
Унификация МЧП происходит на двух уровнях - универсальном и региональном. На американском континенте приняты и успешно действуют Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным договорам (1994) и Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже (Панамская конвенция) (1975); разработан проект Межамериканской конвенции о международной юрисдикции в сфере экстерриториального действия иностранных судебных решений. В рамках Совета Европы постоянно разрабатываются и принимаются конвенции по вопросам МЧП - например, Брюссельская конвенция об иммунитете государств 1972 г., Европейская конвенция об усыновлении 2008 г.
Наиболее успешный пример унификации МЧП на региональном международном уровне показывают страны ЕС. Гаагская программа, принятая Европейским Советом 5 ноября 2004 г., инициировала унификацию коллизионного права ЕС. В настоящее время в ЕС идет процесс замены наиболее востребованных конвенций (например, Брюссельская конвенция о подсудности, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам (1968) и Римская конвенция 1980 г.) регламентами Европейского парламента и Совета.
Регламенты имеют юридически обязательную силу и прямое действие в национальных правоприменительных органах государств - членов ЕС. В области МГП действуют регламенты Брюссель I и Брюссель II bis. Коллизионные нормы унифицированы в регламентах Рим I (договорные обязательства) и Рим II (внедоговорные обязательства). Европейская комиссия готовит новые источники коллизионного права ЕС. Было принято решение об одобрении Регламента Совета (ЕС) № 1259/2010 о праве, применимом к вопросам о разводе и раздельному проживанию супругов по решению суда от 20 декабря 2010 г., который подлежит применению с 21 июня 2012 г. (Рим III). Также планируется подготовить проект регламента Рим IV, обобщающий коллизионное регулирование в сфере наследственного права.
В 2012 г. была подготовлена новая редакция Брюссель I.
Во всех регламентах ЕС прямо декларируется цель:
- усовершенствовать содержание и расширить сферу применения единообразных коллизионных норм ЕС;
- упростить и демократизировать процедуру внесения изменений и дополнений, направленных на дальнейшее совершенствование коллизионных норм ЕС;
- создать единообразную судебную практику (прецедентное право) на основе решений Суда ЕС, дающих нормативное толкование регламентов.
На универсальном уровне разработкой унифицированных коллизионных норм занимается прежде всего Гаагская конференция по МЧП; разработкой унифицированных материальных норм - Римский институт по унификации частного права (УНИДРУА). Унификацией права международной торговли главным образом занимаются ВТО, ЮНСИТРАЛ и МТП.
Гаагская конференция по международному частному праву (международная межправительственная организация) была создана в 1893 г. (участники - 69 государств). К настоящему времени в рамках этой организации разработано и принято свыше 40 конвенций, которые традиционно именуются "Гаагские". Среди наиболее значимых конвенций можно выделить1:
o Конвенцию о праве, применимом к трастам, и об их признании (1985);
o Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении межгосударственного усыновления (1993);
o Конвенцию о международной защите совершеннолетних (2000);
o Конвенцию о соглашениях об исключительном выборе суда (2005);
o Конвенцию о праве, применимом к определенным правам на ценные бумаги, находящиеся во владении посредника (2005);
o Конвенцию о международном возмещении расходов на содержание детей и других форм семейных алиментных обязательств (2007);
o Протокол 2007 г. о праве, применимом к алиментным обязательствам, заменивший аналогичную конвенцию 1973 г.
Цель Гаагской конференции - проведение работ по унификации норм МЧП (ст. 1 Устава). Работу Конференции обеспечивает Государственная комиссия Нидерландов для содействия кодификации МЧП, учрежденная в 1897 г. Сессии Конференции проводятся каждые четыре года.
Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) расположен в г. Риме. Как самостоятельная международная межправительственная организация он существует с 1940 г. (участники - 61 государство). В рамках УНИДРУА разработаны многие конвенции в различных областях МЧП:
o Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме международного завещания (1973);
o Женевская конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров (1983);
o Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге (1988);
o Оттавская конвенция о международном факторинге (1988);
o Кейптаунская конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование (2001) с Кейптаунским протоколом 2001 г. по авиационному оборудованию и Люксембургским протоколом 2007 г. по железнодорожному подвижному составу;
o Конвенция о материально-правовом регулировании ценных бумаг (2009);
В рамках УНИДРУА разрабатываются и документы, входящие в состав lex mercatoria:
o Типовой закон о раскрытии информации в отношении франчайзинга (2002);
o Принципы международных коммерческих контрактов (первая редакция - 1994 г., вторая - 2004 г., третья - 2010 г.);
o Принципы транснационального гражданского процесса (2004);
o Руководство по составлению международных рамочных франчайзинговых соглашений (2007).
сновная задача УНИДРУА - изучение средств гармонизации и сближения частного права государств и подготовка к принятию национального законодательства, содержащего единообразные нормы частного права. На территории каждого государства-участника УНИДРУА обладает правоспособностью, необходимой для осуществления своей деятельности и достижения своих целей.
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) (вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН; учреждена в 1966 г.; участники - 60 государств). ЮНСИТРАЛ занимается подготовкой проектов конвенций и кодификацией международных торговых обычаев. На основе проектов, разработанных ЮНСИТРАЛ, были пиняты:
o Венская конвенция 1980 г.;
o Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974) (с Протоколом 1980 г.);
o Нью-Йоркская конвенция о международных переводных и международных простых векселях (1988);
o Нью-Йоркская конвенция о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (1995);
o Нью-Йоркская конвенция об уступке дебиторской задолженности в международной торговле (2001);
o Нью-Йоркская конвенция об использовании электронных сообщений в международных договорах (2005);
o Роттердамская конвенция о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (2009).
ЮНСИТРАЛ участвует в подготовке типовых законов (model laws) и типовых законодательных положений (model legislative provisions) по вопросам права международной торговли. К настоящему времени разработаны:
o Типовой закон о международном коммерческом арбитраже (1985, ред. 2006);
o Типовой закон о международных кредитовых переводах (1992);
o Типовой закон о закупках товаров, работ и услуг (1994);
o Типовой закон об электронной торговле (1996);
o Типовой закон о трансграничной несостоятельности (1997);
o Типовой закон об электронных цифровых подписях (2001);
o Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре(2002);
o Типовые законодательные положения по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников (2003).
Международная торговая палата (МТП) (международная неправительственная организация; создана в 1919 г.) играет главную роль в области неофициальной систематизации и кодификации обычаев и обыкновений, действующих в МЧП. Основная цель МТП - организационное, техническое и правовое обеспечение глобального бизнеса. В настоящее время МТП объединяет свыше 7 тыс. компаний, промышленных и торговых ассоциаций, федераций и торговых палат в 130 странах мира. Основным звеном структурного механизма МТП являются комиссии, формируемые по отраслевому признаку и включающие свыше 500 экспертов в различных областях мирового бизнеса. МТП занимается составлением и изданием сборников унифицированных обычаев, правил и обыкновений:
o Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (Инкотермс; последняя ред. 2010);
o Унифицированные обычаи и правила для документарных аккредитивов (ред. 2006);
o Унифицированные правила по инкассо (ред. 1995);
o Международная практика по резервным аккредитивам (1998);
o Международный кодекс по прямым продажам (1999);
o Международный кодекс по продвижению торговли (2002);
o Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов в электронной торговле (E-TERMS) (2004);
o Руководство по маркетингу и рекламе с использованием электронных средств массовой информации (2004);
o Консолидированный кодекс рекламной и маркетинговой практики (2006);
o Международные стандарты банковской практики для рассмотрения документов по операциям с документарными аккредитивами (2007);
o Типовой контракт о слияниях и поглощениях: соглашение о приобретении акций (2008).