Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни

Тема 1

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ В НАУКЕ И ОБЩЕСТВЕ

Политика как объект политологии.

2. Предмет, структура и функции политической науки.

Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни.


I.

Термин «ПОЛИТОЛОГИЯ» образуется из сочетания двух греческих слов: «роlitike» (политика) и «logos” (учение).

Т.о., ПОЛИТОЛОГИЯ рассматривается как наука о политике во всех ее проявлениях. Но, определяя политологию как науку о политике, прежде всего необходимо дать четкое определение самого понятия «ПОЛИТИКА».

М.Вебер, размышляя о разных формах политической деятельности, выделял два основных ее вида:

жизнь для политики

за счет политики.

Сам термин «политика» (греч. Politike - искусство управления государством) впервые появляется в работах древнегреческого мыслителя Аристотеля (384-322 до н.э.), рассматривавшего различные формы правления и устройства греческих полисов (греч. polis- город-государство).

«Политика, - отмечал Аристотель, - это величайшая наука, которая, главным образом, и управляет». Т.о., под политикой понимался особый способ организации управления обществом.

V-IV вв. до н.э. становятся временем, когда в трудах античных мыслителей формируются первые научные категории, появляются первые политические теории, носящие преимущественно философско-этическую форму. Среди наиболее известных античных ученых можно выделить

Ø Платона (427-347 гг. до н.э.);

Ø Аристотеля (384-322 гг. до н.э.);

Ø Полибия(210-128 гг. до н.э.);

Ø Цицерона (106-43 гг. до н.э.) и др.


В средние века (V-XV века н.э.) в Западной Европе господствовало религиозное мировоззрение.

Выдающимися учеными этого периода являются автор доктрины «двух мечей» Аврелий Августин (353-430), утвердивший примат церковной власти над властью светской, и

Фома Ак винский (1225-1274), осуществивший синтез аристотелевского учения о политике с христианскими воззрениями. Ф.Аквинский, обосновывая божественную природу всякой власти (в т.ч. и светской), рассматривал политику (т.е. обращение с властью) как исключительно человеческую деятельность, которая должна следовать христианским канонам.

Изменение содержания термина «политика» происходит в эпоху Возрождения (XVI-XVII вв. н.э.). Ярким представителем этого времени был итальянский мыслитель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527), которого называют основателем новой политической науки работы «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Н.Макиавелли отделяет политику, философию и этику, заменяя средневековую концепцию божественного происхождения политической власти обоснованием политики как отдельной сферы деятельности. Он определяет политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...»

Проблемы политической власти и политики поднимаются в политических теориях Нового времени (XVI - XVIII вв.). Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о происхождении государственной власти стало появление теории «общественного договора», объяснявшей происхождение государства рациональным соглашением (договором) между сувереном (правителем) и его подчиненными (населением) для организации общественного порядка. Эта теория получила развитие в работах таких мыслителей, как

Ø Томас Гоббс (1588-1679),

Ø Джон Локк (1632-1704),

Ø Жан-Жак Руссо (1712-1778) и др.


Французский философ XVIII в. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) развил идеи Т.Гоббса, Дж.Локка и Ж. Ж.Руссо, в своей работе «О духе законов». Его принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную стал обязательным средством обеспечения законности, неотъемлемым принципом демократического, правового государства.

XIX век характеризуется появлением новых научных подходов к трактовке политики, что обусловлено серьезными изменениями в общественной жизни Европы, связанными с переходом от традиционного к индустриальному типу общества.

Новое содержание политики находит свое отражение в работах

французских социологов Огюста Конта (1798-1857) и

Эмиля Дюркгейма (1858-1917),

английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903) и др.

Политика стала восприниматься не как совокупность определенных средств и методов завоевания и удержания власти, а как особый вид общественных отношений, сфера интеграции или сфера борьбы индивидов, групп, общностей.

В рамках такого понимания политики возникают два основных подхода к ее определению:

нормативный (политика как средство обеспечения целостности общества)

конфликтологический (политика как механизм регулирования конфликтов).


Нормативная (ценностная) трактовка политики исходит из традиции, заложенной Аристотелем (политика понимается как сфера реализации общих интересов, как деятельность, направленная на достижение общего блага ).

Традиция же рассмотрения политики как деятельности по борьбе за власть идет от Н.Макиавелли (политика как сфера господства и подавления одних социальных групп другими ). Развивая эту идею, немецкие философы и мыслители Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) стали трактовать политику как сферу борьбы между классами. По их мнению, государственная власть выражает интересы экономически господствующего класса.

Т.о., с позиций марксизма, ПОЛИТИКА - это «сфера господства и подавления одних социальных классов другими».

К началу XX в. в рамках социологического подхода, ПОЛИТИКА стала восприниматься как тип конфликтных отношений, соперничество определенных общественных групп за реализацию собственных интересов с помощью власти (А.Бентли, Д.Трумен и др.). Политика, т.о., стала восприниматься как универсальный способ урегулирования конфликтов.


В конце XIX - начале XX в. формируется еще один подход к определению политики - правовой, получивший свое развитие в первую очередь во Франции и России, где политика и государство представляются производными от права, которое является основой деятельности государства. Такое понимание политики исходит из теории «общественного договора» Т.Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо (в рамках которой политика трактуется как деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина ).

Заметный вклад в развитие данной концепции внесли российские ученые:

Ø Б.Н.Чичерин,

Ø М.М.Ковалевский,

Ø П.И.Новгородцев,

Ø Н.А.Бердяев,

Ø Г.В.Плеханов,

Ø В.И.Ленин и др.


Итак, толкование термина «ПОЛИТИКА» неоднозначно, в его интерпретациях можно выделить целый ряд взаимосвязанных аспектов как

♦ определенный вид социального руководства, распределения благ,
♦ способ завоевания и использования власти,
♦ форма организации общества и государственных институтов,
♦ особый вид отношений индивидов и социальных групп и пр.

Обобщенно напомним:

♦«Политика есть совокупность средств, необходимых для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно ее использовать» (Н.Макиавелли);
♦ «Политика есть область отношений между классами общества, концентрированное выражение экономики» (В.Ленин);
♦ «Политика - это процесс управления» (О.Ренни);
♦«Политика - это властное распределение ценностей внутри общества» (Д.Истон);
♦«Политика - искусство и практика обеспечения групповых целей» (К.Райт).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: