Билет № 23. 1. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы

1. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.

Представительный орган – выборный орган МСУ, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Элементы правового статуса представительного органа:

1) наличие представительного органа является обязательным (ст. 14 п.2) и только в отдельных поселениях, имеющих небольшую численность, представительный орган может не создаваться, но в этом случае его непосредственно жители через собрания, сходы, конференции (ст. 15 п.6).

2) представительный орган не входит в систему органов государственной власти, что является конституционной гарантией невмешательства государства в его компетенцию.

3) Представительный орган является органом первичным, поскольку не создается никакими другими органами.

4) По объему властных полномочий представительный орган является органом местной власти, его полномочия распространяются только в границах территории, на которой он функционирует.

5) По широте компетенции это орган общей компетенции. Под широтой компетенции понимается тот круг вопросов, который полномочен решать какой-либо орган.

6) По принципу разделения властей это правоустанавливающий орган, поскольку он наделен правом принимать общеобязательные правила (местные законы).

7) По способу организации и принятию решений это орган коллегиальный (ст. 15 п. 5). Коллегиальность: представительный орган работает в форме заседания, должно быть определенное количество депутатов для принятия решений. Кворум- необходимое количество депутатов.

8) Представительному органу подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц МСУ, а также подотчетен глава муниципального образования.

Представительный орган правом законодательной инициативы в законодательный орган субъекта федерации – это гарантия МСУ. Представительный орган должен выражать волю населения.

В уставах МО, регламентах их представительных органов, положениях и других МПА устанавливаются (наименование, порядок формирования, срок полномочий и внутреннее строение представительных органов, порядок формирования их рабочих органов и должностных лиц, депутатских объединений, порядок осуществления представительными органами своих полномочий, основные правила и процедуры их работы, другие вопросы их организации и деятельности).

1) Наименование представительного органа (устанавливается законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций – думы, советы народных депутатов, земские собрания, муниципальные собрания, представительные собрания, советы).

2) Порядок формирования представительных органов (определяется уставом МО с учетом требований законодательства о МСУ):

– Европейская хартия МСУ – представительные органы МСУ должны состоять из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования;

– ФЗ 2003 – депутаты представительных органов избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

– допускается возможность формирования данного органа путем вхождения в него глав поселений, находящихся на территории муниципального района и избрания представительными органами поселений депутатов из своего состава;

– МО определяют избирательную систему, применяемую на выборах (в соответствии с избирательным законодательством).

3) Срок полномочий представительного органа (не может быть менее 2 лет и более 5 лет).

Его полномочия могут быть прекращены досрочно в случаях (наступления ответственности перед государством; принятия решения о самороспуске; вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов; преобразования МО).

При досрочном прекращении полномочий представительного органа:

– состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно (не позднее 3 месяцев проводятся досрочные муниципальные выборы);

– сформированного иным путем (представительные органы поселений обязаны в течение месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов).

4) Представительный орган МО – юридическое лицо (действует на основании общих для организаций данного вида положений в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям; основание для государственной регистрации – устав МО) (представительный орган поселения с численностью менее 1000 человек, в котором глава МО может быть председателем представительного органа и главой местной администрации, может не наделяться правами юридического лица).

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа МО предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, менее 100 человек (полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан).

5) Структура представительного органа (характеризует его численный состав, внутренне строение и устройство; закрепляется в уставе МО и конкретизируется в принимаемых им регламентах).

МО самостоятельно определяют численный состав своих представительных органов (устанавливается уставом в соответствии с требованиями ФЗ о минимальной численности депутатов).

Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия на непостоянной основе (на постоянной – не более 10% депутатов).

Глава МО осуществляет организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом МО (если он – глава администрации, то – председатель представительного органа, избираемый им из своего состава).

Глава МО, избранный на муниципальных выборах, может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и являться его председателем (либо возглавлять местную администрацию) (если он избирается представительным органом, то является его председателем).

Структура представительного органа включает формируемые им внутренние рабочие, вспомогательные органы.

Регламентом представительного органа может быть предусмотрено формирование совета представительного органа (создается для предварительного рассмотрения организационных и иных вопросов, связанных с деятельностью представительного органа).

Представительный орган образует постоянные и временные комиссии:

– постоянные комиссии формируются на срок полномочий представительного органа (структура, полномочия, предметы ведения, порядок формирования и организации работы постоянных комиссий определяются уставом МО, регламентом представительного органа, положениями о комиссиях) (их основные функции – подготовка заключений по проектам решений; разработка проектов решений; осуществление контроля за исполнением решений; подготовка предложений и рекомендаций; содействие депутатам в осуществлении полномочий; организация и проведение депутатских слушаний; взаимодействие с местной администрацией, предприятиями, учреждениями, организациями, органами ТОС, иными объединениями граждан);

– временные комиссии могут создаваться по любым вопросам деятельности представительного органа (задачи, состав, полномочия, порядок работы определяются представительным органом при их создании; деятельность ограничивается конкретным сроком или задачей; по результатам деятельности представляют доклад по существу вопроса).

Согласительная комиссия может создаваться в целях преодоления и согласования разногласий на этапе рассмотрения представительным органом проекта решения о бюджете МО (состоит из равного числа депутатов и представителей местной администрации).

Депутатские объединения в представительном органе могут формироваться по политическому принципу (фракции) и по другим принципам (территориальному, профессиональному (депутатские группы) (они обладают равными правами; минимальная численность определяется регламентом – 3 человека; внутренняя деятельность организуется ими самостоятельно; должны регистрироваться в представительном органе).

Аппарат представительного органа осуществляет организационное, правовое, информационное, финансово-хозяйственное обеспечение его деятельности (оказывает помощь постоянным комиссиям и депутатам; структура определяется видом МО, его размерами, численностью населения, наличием депутатов, работающих на постоянной основе, финансовыми возможностями МО) (представительный орган принимает решение о структуре и штатах аппарата, фонде оплаты труда).

Председатель представительного органа (издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа).

6) Организация работы представительного органа.

Основная форма работы – заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к его компетенции, в соответствии с уставом МО и действующим законодательством.

МО самостоятельно определяет порядок созыва и проведения первого заседания представительного органа (как правило, в течение 2 недель со дня опубликования результатов выборов в случае избрания правомочного состава) (созывается в одних МО главой МО, в других – избирательной комиссией МО).

Деятельность представительных органов осуществляется в соответствии с перспективными планами направления их работы (проект плана разрабатывается на год с учетом мнения главы МО, постоянных комиссий, депутатских объединений).

Заседания представительного органа:

1) очередные заседания созываются в соответствии с планом работы (дату очередного заседания назначает председатель);

2) внеочередные заседания созываются по решению представительного органа, главы МО, по инициативе группы депутатов (численность определяется регламентом)

Совещания депутатов могут предусматриваться регламентами с целью предварительного рассмотрения вопросов, предлагаемых для внесения в повестку дня очередного заседания (созываются председателем)

Заседание представительного органа (регистрация депутатов; проходит гласно и носит открытый характер, утверждается повестка заседания; ведутся протокол и стенограмма).

Полномочия председательствующего на заседании устанавливаются регламентом (открывает и закрывает; ставит на обсуждение вопросы утвержденной повестки дня; предоставляет слово для докладов, содокладов и выступлений; осуществляет контроль за соблюдением продолжительности выступлений; ставит на голосование проекты решений, поступившие предложения; обеспечивает возможность свободного обсуждения; оглашает письменные запросы, заявления и справки депутатов; не вправе комментировать выступления депутатов; голосует последним; объявляет результаты голосования; обеспечивает соблюдение прав депутатов на заседании; поддерживает порядок в зале заседания и т.д.).

Депутаты представительного органа на заседании вправе (участвовать в прениях, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых представительным органом, обращаться с запросами, задавать вопросы, давать справки).

Представительный орган принимает решения по рассматриваемым вопросам открытым или тайным голосованием (решение считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов, за исключением случае, когда в соответствии с уставом МО и регламентом требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов).

НПА, принятый представительным органом, направляется главе МО для подписания и обнародования (глава МО (являющийся главой местной администрации) вправе отклонить НПА; представительный орган может преодолеть вето, одобрив повторным голосованием данный НПА в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов).

Регламенты представительных органов устанавливают порядок рассмотрения на заседаниях (проектов законов субъекта РФ, вносимых представительным органом МО в порядке законодательной инициативы; вопросов о согласовании назначения и освобождения от должности должностных лиц местной администрации, назначаемых главой МО по согласованию с представительным органом; вопроса о выражении недоверия главе МО, должностным лицам местной администрации; вопроса о формировании контрольного органа МО).

Регламент представительного органа устанавливает процедуру подготовки и принятия МПА, принимаемых представительным органом (определяет субъектов правотворческой инициативы, требования, предъявляемые к проектам актов, проведение их предварительной юридической экспертизы).

Полномочия представительного органа:

Полномочия представительного органа производны от предметов ведения муниципального образования. Исключительные полномочия:

только представительный орган вправе принимать общеобязательные правила по предметам ведения муниципальных образований. Об обязательности решений представительный орган говорится в статье 44;

утверждать местные бюджеты, а также отчет о его исполнении;

Принимает планы и программы социально-экономического развития и отчеты об их исполнении;.

Установление местных налогов и сборов;

Устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственность;.

Контрольные полномочия, контроль за деятельностью органов МСУ.

Полномочии представительного органа могут быть прекращены досрочно:

в случае его роспуска на основании и в порядке, предусмотренном статьей 49 ФЗ «Об общих принципах»;

В случае принятия решение о самороспуске, если за это решение проголосует не менее 2/3;

В случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов.

В случае досрочного роспуска не позднее, чем через 3 месяца должны быть назначены новые выборы.

Вновь избранный состав депутатского корпуса правомочен приступать к работе, если избрано не менее 2/3 состава.

Представительный орган внутри себя создает определенные структурные образования, которые можно поделить на несколько групп:

1) руководящие органы и должностные лица (председатель, заместитель председателя, президиум).

2) Функционально-отраслевые подразделения – постоянные и временные комиссии.

3) Территориальные органы (депутатские группы).

4) Рабочие звенья (аппарат).


2. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.

Постановление Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 № 415 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР»;

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2001 № 804 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год";

Постановление Правительства России от 12.02.1999 № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ"

Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"

К полномочиям МСУ в указанных сферах относятся:

1) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (в муниципальном районе – только организация электро- и газоснабжения поселений);

2) организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями;

3) создание условий для обеспечения жителей поселения (городского округа) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания (в муниципальном районе – создание условий для обеспечения данными услугами поселений, входящих в состав района).

Жилищный фонд в зависимости от целей подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования (совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов);

2) специализированный жилищный фонд (совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в соответствии с ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов);

3) индивидуальный жилищный фонд;

4) жилищный фонд коммерческого назначения.

Муниципальный жилищный фонд составляют (жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы), дома социального использования, служебные и иные жилые помещения) (в ведении МО находятся также объекты ЖКХ – жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты социальной инфраструктуры; объекты инженерной инфраструктуры) (формирование муниципального жилищного фонда осуществляется также за счет жилищного строительства, ведущегося органами МСУ).

Органы МСУ должны обеспечивать порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в муниципальном жилищном фонде.

К компетенции органов МСУ относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) установление критериев в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и определение порядка предоставления этих помещений;

3) ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и предоставление им помещений;

4) принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и наоборот;

5) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

6) признание помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

7) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Органы МСУ, осуществляя эксплуатацию муниципального жилищного фонда, занимаются развитием объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу, обеспечивают бесперебойное коммунальное обслуживание населения; должны стимулировать демонополизацию и развитие конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы – формирование муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения, организация системы расчетов на основе договоров, привлечение организация различных форм собственности для оказания данных услуг).

Органы МСУ для реализации функции заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание создают соответствующие структурные подразделения – службы заказчика, заключающие договора с подрядными предприятиями на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда на конкурсной основе.

Полномочия МСУ в области торгового и бытового обслуживания населения:

1) планирование развития данной сферы, обеспечение рационального размещения сети розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории МО;

2) организация эксплуатации объектов данной сферы, находящихся в муниципальной собственности;

3) обеспечение закупки, хранения, переработки и продажи с/х продуктов;

4) принятие мер к развитию системы торгового обслуживания социально не защищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок;

5) оказание содействия развитию рыночных инфраструктур, созданию конкурентной сферы и преодолению монополизма в сфере торговли.

Органам МСУ запрещается (принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов; вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов; препятствовать осуществлению их деятельности; устанавливать запреты на продажу (покупку) товаров из одного региона РФ в другой; давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей; необоснованно предоставлять льготы хозяйствующим субъектам).

В сфере торгового и бытового обслуживания населения действуют соответствующие правила, утвержденные Правительством РФ и распространяющиеся на все организации торговли и бытового обслуживания (в них затрагиваются вопросы, относящиеся к ведению органов МСУ).

Органы МСУ обладают полномочиями, связанными с осуществлением ими защиты прав потребителей услуг (работ), оказываемых на территории МО (рассматривают информацию общественных объединений потребителей о выявленных нарушениях прав потребителей и в пределах своих полномочий принимают соответствующие меры; рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам защиты их прав; вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: