Билет № 20. 1. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус

1. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.

Статья 36 ФЗ от 06.10.2003;

Глава МО – высшее должностное лицо МО, наличие которого в структуре органов МСУ является обязательным (наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; наименование устанавливается законом субъекта РФ см учетом традиций).

Глава МО не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации (исключение – сельские поселения) (избирается непосредственно населением или представительным органом из своего состава, что определяет его правовой статус).

Глава МО может быть председателем представительного органа или главой местной администрации (если избирается на муниципальных выборах), председателем представительного органа (если избирается этим органом из своего состава).

Элементы правового статуса: Глава может избираться 2 способами:

1) На муниципальных выборах в соответствии с законодательством федеральными и субъектов.

2) Из числа депутатов избирателем представительного органа из своего состава требования к кандидату на эту должность: главой муниципального образования может быть лицо, обладающее пассивными избирательным правом, достигшим возраста 21 года (дополнительные условия могут быть установлены).

Срок полномочий главы МО (от 2 до 5 лет; полномочия начинаются со дня вступления в должность и заканчиваются в день вступления в должность вновь избранного главы МО).

Основания досрочного прекращения:

· отставка по собственному желанию;

· отрешение от должности; отзыв избирателями;

· установление в судебном порядке неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия;

· досрочное прекращение полномочий представительного органа (если он избран из состава данного органа) и др.

Глава МО (представляет МО в отношениях с органами МСУ других МО, органами государственной власти, гражданами и организациями; подписывает и обнародует НПА, принятые представительным органом; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа).

Глава МО – председатель представительного органа (в круг его полномочий также входят прав и обязанности, обусловленные его статусом председателя представительного органа – председательствует на его заседаниях, осуществляет полномочия и функции, закрепляемые уставом МО, регламентом представительного органа за председательствующим). Он также (руководит работой аппарата представительного органа, заключает контракт с главой местной администрации, организует в представительном органе прием граждан, рассмотрение их обращений, распоряжается средствами, выделенными на содержание представительного органа, от имени представительного органа подписывает исковые заявления, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа).

Глава МО – глава местной администрации (обладает правами главы МО и главы местной администрации).

Глава местной администрации, назначаемый на свою должность представительным органом, не обладает правами главы МО (объем его полномочий определяется задачами и исполнительно-распорядительными функциями, которые должна осуществлять местная администрация под его руководством в соответствии с законодательством о МСУ, уставом МО).

Глава МО, являясь главой местной администрации, руководит исполнительно-распорядительным органом на принципе единоначалия (структура местной администрации утверждается по его представлению представительным органом).

Глава МО, возглавляя местную администрацию, в пределах своих полномочий издает (постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ ФЗ и законами субъектов РФ; распоряжения по вопросам организации работы местной администрации). Глава МО как глава местной администрации:

обеспечивает планирование деятельности местной администрации;

проводит рабочие совещания с заместителями, руководителями структурных подразделений;

обеспечивает организацию работы с обращениями граждан, ведет личный прием граждан;

обеспечивает решение кадровых вопросов;

обеспечивает организацию контроля и проверки исполнения МПА.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной и преподавательской.

С главой местной администрации заключается срочный трудовой договор, он может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон или в судебном порядке на основании:

· заявления представительного органа или главы муниципального образования в связи с нарушением контракта в части решения вопросов местного значения;

· в случае заявления высшего должностного лица субъекта федерации в связи с нарушением контракта в части; касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ;

· по заявлению главы местной администрации в связи с нарушением условий контракта органами МСУ или органами государственной власти.

Если главой местной администрации является глава муниципального образования, его полномочия определяются законом «О статусе главы муниципального образования». Если главой местной администрации является назначенное должностное лицо, его полномочия устанавливаются контрактом в соответствии с уставом и законодательством субъекта федерации.

2. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.

ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ»;

Градостроительный кодекс РФ;

ФЗ от 25.08.1995 № 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте».

Деятельность органов МСУ в области строительства направлена на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, эффективного формирования систем расселения и размещения производственных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства МО, развития производственной и социальной инфраструктуры.

Градостроительная деятельность МО – деятельность по развитию их территорий (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства) (должна обеспечивать устойчивость развития территорий; сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов; участие граждан и их объединений в градостроительной деятельности; ответственность органов МСУ).

Полномочия органов МСУ в области градостроительной деятельности определяет ГрК РФ (подготовка и утверждение документов территориального планирования; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки, подготовленной документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство (для муниципальных районов и городских округов также – ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности)).

Территориальное планирование осуществляется для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (состав, порядок подготовки документов устанавливаются ГрК РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов МСУ).

Схема территориального планирования муниципального района (проект подлежит опубликованию; утверждается представительным органом МСУ муниципального района).

Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основе плана ее реализации, утверждаемого главой местной администрации в течение 3 мес. дня утверждения схемы.

Генеральный план поселения (городского округа) утверждается представительным органом МСУ поселения (округа) (содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты; проект генерального плана подлежит опубликованию; подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях; подлежит согласованию с заинтересованными органами МСУ МО, имеющих общую границу с поселением (городским округом), подготовившим проект; государственная экспертиза).

Реализация генерального плана поселения (городского округа) осуществляется на основе плана его реализации, утверждаемого главой местной администрации поселения (городского округа).

Утверждение правил землепользования и застройки относятся к полномочиям органов МСУ (включают – порядок применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты; решение о подготовке принимает глава местной администрации; обязательно проведение публичных слушаний по их проекту; утверждаются представительным органом МО) (разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий МО; создания условий для планировки их территорий; обеспечения прав и интересов физических и юридических лиц; создания условий для привлечения инвестиций).

При подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются границы территориальных зон с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, планируемых изменений границ земель различных категорий (в результате градостроительного зонирования определяются зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктур, с/х использования, рекреационного назначения, особо охраняемых территорий, специального назначения) (правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом).

В структуре местной администрации выделяются органы (ведающие вопросами архитектуры и градостроительства (их возглавляют главные архитекторы); обеспечивающие информирование по вопросам градостроительной деятельности).

Полномочия МСУ в области транспорта:

· содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов, иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, городского округа (для муниципального района – вне границ населенных пунктов в границах района), за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов, иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

· создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского поселения (для муниципального района – между поселениями в границах муниципального района).

В собственности МО могут находиться транспортные предприятия и организации, предприятия и организации, занимающиеся строительством и содержанием дорог местного значения (в местных бюджетах предусматриваются денежные средства на эти цели) (органы МСУ могут привлекать к выполнению данных работ (оказанию услуг) на договорной основе иные, не находящиеся в муниципальной собственности, предприятия и организации, расположенные на территории МО).

Полномочия МСУ в области связи и информатизации (к ведению городского округа относится создание условий для обеспечения жителей услугами связи; к ведению муниципального района – для обеспечения жителей поселений, входящих в состав района).

Органы МСУ выступают как пользователи услуг связи и одновременно содействуют организациям связи в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания услуг связи, создают условия для оказания услуг связи на своей территории (при градостроительном планировании развития территорий определяются состав и структура объектов связи).

Органы МСУ в области почтовой связи (оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории МО объектов и почтовых ящиков; способствуют созданию и поддержанию устойчивой работы местных почтовых маршрутов).

Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов МСУ, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационные процессы (служит информационному обеспечению деятельности органов МСУ и организации их эффективного взаимодействия с органами государственной власти) (в вопросах учета, сбора и обработки информации в организациях, расположенных на территории МО, органы МСУ взаимодействуют с органами государственной статистики, ведущими учет показателей финансовой и хозяйственной деятельности органов МСУ, муниципальных организаций).

Информационные ресурсы – отдельные документ и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных) (органы МСУ создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам совей деятельности и деятельности подведомственных организаций, осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей; представляют документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов).

Обязательный бесплатный экземпляр МО – экземпляры различных видов изготовленных на территории МО документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации (цель формирования системы – формирование комплекта местных документов и краеведческих фондов) (органы МСУ вправе определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного бесплатного экземпляра МО).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: