Время: середина XX века Основоположники: Н.Хомский(США) Выдвинул гипотезу о том, что дети обладают врождённым механизмом усвоения языка, действующим на протяжении определённого критического периода (примерно до 12 лет).
Универсальная грамматика – набор правил и принципов, свойственных каждому человеческому языку. Согласно Хомскому, главная задача лингвистики - формальное описание универсальной грамматики, для этой цели им была предложена трансформационная порождающая грамматика, опирающаяся в первую очередь на синтаксис.
В генеративной лингвистике различаются «компетенция» — знание языка и «употребление» — использование языка в речевой деятельности.
Цель и задачи: выявить структуру языковой компетен-ции – знаний о языковых единицах
описать ограничения на построение синтаксических единиц
Основные положения: грамматика есть порождающая система, в рамках которой с помощью минимального количества элементов и общих правил их перемещения образуется бесчисленное множество предложений
|
|
универсальные принципы построения языков – врожденные
Этапы развития: Этап расцвета (50-70 г.г.) – выявление универсальных закономерностей структуры языкаЭтап упадка (80-90 г.г.) – раскол среди сторонников Н.Хомского, активное развитие других направлений в лингвистике
Методы: трансформационный анализ – разложение предложения (S) на именные (NP) и вербальные (VP) группы с использованием операций опущения, добавления, замены, перестановки
Пример: «Кого они наняли на этот пост?»