Генеративная лингвистика и ее значение для развития науки о языке

Время: середина XX века Основоположники: Н.Хомский(США) Выдвинул гипотезу о том, что дети обладают врождённым механизмом усвоения языка, действующим на протяжении определённого критического периода (примерно до 12 лет).

Универсальная грамматика – набор правил и принципов, свойственных каждому человеческому языку. Согласно Хомскому, главная задача лингвистики - формальное описание универсальной грамматики, для этой цели им была предложена трансформационная порождающая грамматика, опирающаяся в первую очередь на синтаксис.

В генеративной лингвистике различаются «компетенция» — знание языка и «употребление» — использование языка в речевой деятельности.

Цель и задачи:  выявить структуру языковой компетен-ции – знаний о языковых единицах

 описать ограничения на построение синтаксических единиц

Основные положения:  грамматика есть порождающая система, в рамках которой с помощью минимального количества элементов и общих правил их перемещения образуется бесчисленное множество предложений

 универсальные принципы построения языков – врожденные

Этапы развития: Этап расцвета (50-70 г.г.) – выявление универсальных закономерностей структуры языкаЭтап упадка (80-90 г.г.) – раскол среди сторонников Н.Хомского, активное развитие других направлений в лингвистике

Методы: трансформационный анализ – разложение предложения (S) на именные (NP) и вербальные (VP) группы с использованием операций опущения, добавления, замены, перестановки

Пример: «Кого они наняли на этот пост?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: