Время: середина XX века
Основоположники: Дж.Серль (США) Г.Грайс (Англия/США) Дж.Лич (Англия)
Цель и задачи:
выявить способы выражения коммуникативного намерения
определить принципы, регулирующие процесс речевого общения
классифицировать причины коммуникативных неудач
Основные положения:
Речевой акт – базовая единица речевой деятельности
Намерение, заложенное в речевом акте, должно быть опознаваемым для слушающего
Речевая деятельность регулируется особыми принципами (принцип кооперации, принцип вежливости)
Аспекты:
Теория речевых актов: Дж.Остин, Дж.Серль – описали структуру речевых актов (локуция, иллокуция, перлокуция), дали их классифи-кацию (ассертивы, директивы, комиссивы…)
Принципы коммуникации: Г.Грайс, Дж. Лич, С.Левинсон/П.Браун – постулаты количества, качества, отношения, способа; максимы такта, великодушия, одобрения…;сохранения имиджа
Конверсационный анализ: Г.Хенне, Г.Ребок, Х.Сакс – закономерности смены реплик, сигналы коммуникативных сбоев
Методы: контекстуальный (текстологический) анализ