Условия расчетов. Инкассовая форма расчетов

Инкассовая форма расчетов. В основе инкассовой формы расчетов лежит договоренность экспортера со своим банком, предусматривающая его обязательство передать товарораспорядительную документацию импортеру только при условии выплаты последним стоимости отгруженного товара либо договориться об этом с банком, расположенным в стране импортера.

В инкассовом поручении экспортер просит свой банк, чтобы им была получена стоимость отгруженного товара на условиях "наличными против документов" и реже – "наличными при сдаче товаров". Обычно платеж совершается через банк в месте нахождения покупателя.

Расчеты путем инкассо на условиях "платеж против документов" или на условиях акцепта дают экспортеру гарантию в том, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до тех пор, пока им не будет произведен платеж или дано обязательство оплатить товар.

Вместе с тем эта форма имеет и ряд недостатков. Наиболее существенный из них: к моменту получения документов банком страны-импортера покупатель может оказаться неплатежеспособным, и экспортеру не останется ничего иного, как продать товар другому покупателю, что связано для него с непроизводительными расходами. Поэтому экспортер, как правило, соглашается на инкассовую форму расчетов с тем покупателем, добросовестность и платежеспособность которого проверена предыдущей совместной работой.

Участниками инкассовой операции являются: экспортер (приказодатель); банк, принявший инкассовое поручение и выступающий в качестве агента приказодателя; банк-корреспондент, выполняющий поручение; импортер-плательщик.

Расчеты в форме инкассо с предварительным акцептом широко распространены в международной торговле и регулируются специальным документом – "Унифицированными правилами по инкассо", разработанными Международной торговой палатой.

Согласно Правилам, "инкассо" означает операции, осуществляемые банками на основании полученных инструкций, с документами в целях:

получения акцепта и/или платежа;

выдачи документа против акцепта и/или платежа;

выдачи документов на других условиях (в зависимости от случая).

Документы, с которыми производятся операции по инкассо, Правила разделяют на две группы:

финансовые документы (переводные и простые векселя, чеки, платежные расписки и другие подобные документы, используемые для получения платежа деньгами);

коммерческие документы (счета, отгрузочные документы, документы о праве собственности и другие, не являющиеся финансовыми документами).

В связи с этим определяются два вида инкассо:

чистое инкассо, т. е. инкассо только финансовых документов;

документарное инкассо – инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, или же инкассо только коммерческих документов.

В инкассовом поручении могут содержаться следующие виды инструкций в отношении документов:

выдать документы плательщику против платежа;

выдать документы плательщику против акцепта (тратт);

выдать документы без оплаты.

Банки, участвующие в расчетах по инкассо, выступают посредниками и не несут никакой ответственности за неоплату или неакцепт документов (тратт).

Как уже сказано выше, условия платежа регулируют сроки, форму, условия, при которых покупатель осуществляет платеж, определяют для покупателя и для продавца различные преимущества и риски. При рассмотренных условиях платежа – документарный аккредитив и документарное инкассо – существует огромное различие в рисках и преимуществах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: