При открытой ринолалии

Открытая ринолалия – ротовые звуки приобретают назальность (гнусавый носовой оттенок).

Для определения открытой ринолалии – проба Гутцмана: попеременное произнесение А-И, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме: гласные, особенно И заглушается и ощущается сильная вибрация крыльев носа. Или с помощью фонендоскопа: одна олива вводится ребенку в нос, при произнесении гласных, особенно У и И слышится сильный гул.

Функциональная открытая ринолалия – недостаточный подъем мягкого неба при вялой артикуляции. Особенность – выраженное нарушение гласных, согласные – приближаются к норме. Прогноз: устраняется после фонеатрических упражнений и коррекции звукопроизношения.

Проявления ринолалии в устной речи: обедненность долингвистического развития (лепет); страдают просодические компоненты речи; нарушения звукопроизношения (наложение дополнительного шума на назализированные звуки (шипение, свист, придыхание, хрип); замена взрывных фрикативными; отсутствие звука Х в конце слова; свистящий фон при произнесении Ш и шипящий при С; отсутствие вибранта Р или замена на Ы); речь малоразборчива; изменено место артикуляции большинства звуков (компенсаторные изменения); сопутствующие отклонения в формировании речевых процессов.

10. Принцип организации фронт.работы с детьми по преодолению ринолалии

11. Планирование индивид.логоЗанятий с детьми по преодолению дизартрии различной степени тяжести

Примерный перспективный план работы с ребенком с псевдобульбарной дизартрией:

§ преодоление насильственных движений, слюнотечения и т. д.;

§ развитие общей и мелкой моторики рук;

§ развитие кинестетических ощущений;

§ подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов;

§ коррекция речевого дыхания;

§ развитие голоса;

§ коррекция звукопроизношения;

§ развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

§ коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы.

§ составить конспект занятия с ребенком с псевдобульбарной дизартрией не на подготовительном этапе.

12. Особенности составления перспект. и текущ.плана для фронт.лозоРабот по преодолению дизартрии

13. Заполнение речевой каты на ребенка с дизартрией

14. Текущ.планирование работы п дифференциации звуков у детей с дислалией и ринолалией

15. Требования к отбору реч. материала для автоматизации звуков у детей с дислалией и ринолалией.

16. Коррекц. направленность индивид. и фронт. занятий с детьми, имеющими ФФН.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, Н. X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие -важнейший механизм развития произношения.В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:1.трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;2.при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;3.невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: 1.Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции; 2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук;3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими; 4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп; 5. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед - «сипед».Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая сма-занность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).Детей с ФФНР зачисляют с 5 лет в старшую логопедическую группу сроком на 1 год обучения и в подготовительную группу на 1 год обучения, если ребенку 6 лет.Ребенка зачисляют в группу детей с ФФНР, если у него нарушено произношение (не менее 5-6 звуков из 2 фонетических групп). Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова). В коррекционном обучении можно выделить три раздела:Iраздел работы — артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков. IIраздел работы — дифференцировочный, в котором выделяются 2 этапа.На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. III раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза. В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:I этап — узнавание неречевых звуков;II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;IV этап — дифференциация слогов;V этап — дифференциация фонем;VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

17. Особенности заполнения речевой карты на ребенка с ФФН.

18. Комплексное ПМП обследование детей с алалией. Особенности заполнения речевой карты.

19. Специфика коррекц.-пред. работы с аллалией.

Алалия – это отсутствие речи или её недоразвитие вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Ал. относится к органич.реч.наруш. центрального характера. Этиология Ал.: внутриутробная, натальная, постнатальная патология. Черепно-мозговые травмы, асфиксия новорожденных, соматич.заболевания матери в период беременности, патологические роды, энцефалиты, менингиты, интоксикация плода. Некоторые авторы подчеркивают роль наследственности. Ковшиков рассматривал наследств.как предпосылку, а не как основн.фактор. В бол-ве случаев в анамнезе ребенка с Ал. выделяется не один, а целый комплекс патологических факторов. При Ал. происх. запаздывание созревания нервн.клеток в определен. областях коры г.м. Нервн.клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии. Сущ. различн. концепции объяснения механизма Ал.: сенсомоторная – речевое недоразв. связывают с патологией сенсомоторных функций(слуховой агнозией, апраксией), психологическая - при Ал. отмеч. патология некотор. сторон психич.деят., языковая – связыв.недоразв.речи с несформированостью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Классификации Ал.: Левина предлаг. психологич.классиф, выделяя группы детей с неполноценным слуховым восприятием, с наруш. зрит.воспр., с наруш. психич. активности. Орфинская разраб.лингвистическую классиф.: 4формы моторной, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы, связан.с двигательно-зрительн. растройствами, лежащ. в основе недоразвития речи. Психолингв.формы Ал.: параалалия; собственно Ал. с рас-ми парадигматич. и синтагматич.языковых операций; апраксическая Ал. с доминирующ.наруш.кинестетич. или кинетич. операций моторного кодирования. Выделяют моторную и сенсорную Ал. Моторная Ал.- это системное недоразв. экспрессивн. речи центрального хар-ра, обусловл. несформир. языковых операций процесса порожд.речевых высказываний при относит.сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Сенсорная Ал.-основн.симптомом явл. наруш.понимания речи вследств. наруш.работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущ. пораж.височной доли доминантного полушария. Характерны недостатки понимания речи, пониженное внимание к речи окружающих и отсутствие контроля за своей речью. Разные исследоват. называют различн. степени тяжести Ал. Левина выделяет 3 уровня речев. недоразв.: отсутств. общеупотребительной речи, начатки общеупотребит. речи и развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Ал. влияет на процесс социализации ребенка в д/с, школе, в быту. Дифференциальная диагностика позволяет ограничить Ал. от др. сходных состояний: наруш.слуха, у/о, ЗПР, РДА, афазия. Комплексность воздейств.при устранении Ал. предполаг. оказание помощи медиц, псих-пед., логопедич.аспектах. Медицинский аспект: медикоментозный – нормализация и стимуляция церебр. деят., общетерапевтич.-направл.на повышения защитных сил организма, соблюден.режима дня, правильное питание, фитотерапия и пр., психотерапевтич.- мобилизация сил ребенка в достиж. соц. зрелости, повышения его адаптационных возможностей. Содержание логопед.работы по формир. языковой способности детей с Ал. включ: разв. функционального базиса формируемой способности, формиров. разноуровневых операций МРЯД, совершенств.коммуникат. процессов и т.д. При сенсорной Ал. логопедич. возд.направлено на воспит. сознат. анализа состава речи, разв. фонематич. воспр., понимание речевых структур. Работа начин. со строгой организации звукового и речевого режима ребенка. Детям предоставл.часы отдыха, спокойствия, их ограждают от излишних обращений к ни окружающ, создается щадящий звуковой режим. Затем развив.интерес к звукам окруж.жизни, к речевым звукам, возможность подражать им, дифференц.речевых и нереч.звуков, учат различать слоги, слова, словесн. инструкции, одновр.идет раб.по разв.собств речи. Дети с сенсорн.Ал.легче овладев.писм.речью, чем устн.При обуч.их грамоте эффект.оказ. не звуко-букв.путь, а глобальное чтение. Дозировка занят.завис. от состоян реб.от3-5до20-30 мин.2,3 раза в день в условиях специализир. стационара, спец.д/с. Часть детей обуч. в спец.шк. 5вида.

20. Перспект.е планирование индивид.х и фронт. занятий по преодолению афазии.

Афазия- системное наруш речи,возник при органич поражении мозга вследст­вие наруш мозг кровооб-ращ, травм и опухолей и охват различ уровни орга-низ речи, влияет на её связь с др псих проц, приводит к дезинтеграции Всей псих сферы чел-ка. Клас-я нейропсих по Лу-рия: 1) Афферентная (страд процесс удерж артикул позы, поним ситуативн речь, нет монолог и слож. конструкции, наруш чте­ние, устн счёт,) 2) эффе­рентная (страд проц пере­ключен с 1 артик позы на другую, не поним скрытый смысл, письмо и чтение наруш, наруш 4 звено в проц поражд выссказ) 3) динамическая (трудность развёрнут выссказ, не мо­гут связ слова, письмо и чтение сохранны, отсут интонац оттенки, наруш 3 звено) 4) семантическая(наруш понимай логико= грам конструкц, не поним метафор, артикуляц со­хранна, слова замен описа­нием предмета, наруш счёт) 5) амнестическая (наруш восприятие предме­та, наруш номинативн ф-я речи, письмо и чтение со­хранны, парафазии) 6) сен­сорная (нарущ фонемах слуха, сложных форм ана­лиза и синтеза, нар поним слов, обращ речи, парафа­зии, письма и чтения уст­ного счёта со слуха, эмоц-волев сферы) 7) акустико-мнестическая (наруш слу-хо- реч памяти, зрител об-зорн представлен, верб па­рафазии, проц звукоразли-чен сохран). Провод инд (по 10 мин 2 р в день, по­том по 30 мин 3 р в нед) и груп занятия. ЛОГОРАБО-ТА: восстан фонемат слу­ха, восстан зрител пред­ставлен, приодал аграмма-тизмов, восстан чув-ва языка. Необход предварит нереч работа.

21. Комплексное ПМП обследование детей с заиканием. Особенности заполнения речевой карты.

22. Специфика коррекц.-пред. работы с заиканием.

23. Перспект. планирование индивид. занятий для детей с заиканием.

24. Особенности составления перспект. и текущ. плана для фронт. лого работ по преодолению заикания.

25. Специфика отбора заданий для работы с детьми по преодолению заикания.

26. Особенности составления перспект. и текущ. плана для фронт. лого работ по коррекции устной и письменной речи у мл. шк-ов.

27. Особенности составления перспект. и текущ. плана для индивид. лого работ по коррекции устной и письменной речи у мл. шк-ов.

28. Организация логопедической помощи детям на лого пункте.

29. Нормативные документы, задачи логопункта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: