Особенности коррекционно-развивающей работы у уч-ся с ТНР в условиях специального обучения и воспитания

Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.

Во многих исследованиях, посвященных изучению особенностей устной и письменной речи уч-ся младшего и среднего звена специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида, отмечается, что эффективность логопедической коррекции и социальной адаптации уч-ся в значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими. Практический опыт обучения и воспитания детей с ТНР показывает, что проблемы, связанные с речевым и коммуникативным развитием уч-ся, являются выраженными не только в младших классах, но и на второй ступени обучения(5-10 классы). Система дифференцированного логопедического воздействия в специальной школе V вида позволяет добиться у старшеклассников с ТНР определенных положительных изменений в разговорной и описательной речи, в частности у большинства уч-ся удается преодолеть основные трудности в речевом общении, устранить дефекты звукопроизношения, добиться удовлетворительного развития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками письма и чтения. У многих уч-ся с ТНР старшего школьного возраста обнаруживаются дефекты сложной организованной речи, специфические особенности словесно-логического мышления, произвольных форм речевой памяти, воображения и др.

Для большинства детей с ТНР характерны затруднения в общении со взрослыми и сверстниками: их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, дразнят и т.д. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование основ коммуникативной культуры уч-ся старших классов с ТНР с учетом особенностей их речевого, коммуникативного и индивидуально-личностного развития.

Программа для детей с ТНР руководствуется задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, однако эффективность решения этих задач во многом зависит от реализации коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных направлений в обучении.

Учащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточности формирования речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи уч-ся с речевой патологией в школе V вида тесно связана с общим развитием речи уч-ся, опирается на ознакомление с окружающим миром, на овладение грамотой (в начальной школе), а также уроки русского языка и развития речи, обусловлена спецификой овладения ими и методикой.

Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в общеобразовательной школе, т. е. на тот уровень развития речи, которого по речевым умениям и навыкам достигают школьнике в норме, и учитывая своеобразие и индивидуальные особенности речевого развития уч-ся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида, можно в общем виде сформулировать задачи коррекционно-педагогического воздействия.

*формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.

*уточнение и коррекция фонематического восприятия

*уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза

*формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса

*уточнение и коррекция грамматических категорий

*коррекция специфических ошибок письменной речи

*формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков

5. Методические основы проведения индив. и фронт. занятий с детьми, имеющими ТНР

6. Составление перспект. и текущ. планов работы над фонетич.восприятием с детьми с дислалией и ринолалией

7. Принцип организации индивид.работы с детьми по преодолению дислалии

8. Принцип организации фронтработы с детьми по преодолению дислалии

9. Особенности индивид.логоЗанятий с детьми по преодолению ринолалии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: