- язык и речь
- синхрония и диахрония
- внутренняя и внешняя лингвистика
Язык и речь
Изучение речевойдеятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида… Другая - второстепенная, имеет предметом изучения индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая говорение. Соссюр подчеркивал далее, что " оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку.
Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность (langage), язык (langue), речь (parole). Наименне ясно определяет Соссюр понятие речевая деятельность, который пишет, что понятие языка (langue) не совпадает с понятием речевой деятельности (langage);
Речь, по Соссюру, это есть индивидуальный акт воли и понимания". язык - только определенная часть, правда важнейшая речевой деятельности."
Язык, по Соссюру, это … это система знаков, в которой единственно существенным является соединениесмысла и акустическогообраза. " Соглашаясь в целом с положениями Соссюра, А.А. Реформатский уточнил понятия язык, речевая деятельность (он называет ее речевой акт) и речь.
1. основным понятием надо считать язык. Это действительно важнейшее средство человеческого общения.
2. Речевой акт - это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов.
3. Что же такое речь. Прежде всего это не язык и не отдельный речевой акт. Это все разные формы применения языка в различных ситуациях общения. И все это является предметом языковедения.
Речевая деятельность, речевой акт, согласно Соссюру, имеет три составляющие:
· физическую (распространение звуковых волн)
· физиологическую (от уха к акустическому образу, либо от акустического образа к движениям органов речи),
· психическую (во-первых, акустические образы — психическая реальность, не совпадающая с самим звучанием, психическое представление о физическом звучании; во-вторых — понятия).