Основные понятия традиционного языкознания. Древняя Индия

Для того, чтобы понять с чего началось языкознание в Древней Индии стоит упомянуть о теории происхождения языка, которая существовала и доминировала на ранних этапах развития цивилизации. Существовала так называемая "логосическая теория" (от лат. логос -слово,язык) происхождения языка. В соответствии с этой теорией в основе зарождения мира лежало духовное начало, которое обозначалось словами БОГ,ЛОГОС,ДУХ,СЛОВО. Люди верили, что духовное начала существовало еще до человека и именно оно и является создателем и носителем слова. Иными словами, это божественная теория происхождения языка.

Идея о всемогуществе Слова стала толчком к формированию языкознания в Древней Индии. Она считается колыбелью языкознания. Древне Индийское языкознание зародилось 2500 лет назад в 5 в до н.э.

Появление языкознания было обусловлено прежде всего двумя практическими причинами: стремлением нормализовать санскрит (язык Др. Индии, считавшийся языком самого Бога, и потому священным, на практике распавшийся в то время на разговорные варианты - пракриты. Один из основных древнеиндийских языков индоевропейской языковой семьи, сложился на основе древнеиндийских диалектов) и необходимостью точно воспроизводить священные религиозные гимны - веды (веда - «я знаю»). Об индоарийцах мы знаем как о носителях ведийской культуры (середина 1-го тыс. до н.э. — середина 1-го тыс. н.э.), запечатлённой в передаваемых изустно религиозных текстах — ведах (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарва-веда). Стремление сохранить в чистоте язык религиозного ритуала, получивший название ведийского, и явилось как раз основой для пробуждения специального интереса к проблемам языка в 1 тыс. до н.э. прежде всего в среде представителей высшей касты — жрецов-брахманов, исполнявших сложные культовые обряды на уже устаревающем и не всегда понятном даже в их собственном кругу языке, который считался языком богов и которому приписывалась магическая сила. Ведийский язык, служивший индийской ветви ариев, к середине 1 тыс. до н.э. практически уже вышел из употребления. Необходимы были всесторонние комментарии к ритуальным текстам.

В Древней Индии языкознание использовалось главным образом для анализа и описания древних гимнов («Веды»), написанные санскритом, который в то время подавляющее большинство людей не понимала. Индийские языковеды (брахманы) впервые предприняли попытку классифицировать звуки по физиологическим принципом, открыли морфологический закон словоформы как структуры, разработали теоретические проблемы лексико-морфологического принципа классификации слов на части речи, выделив имена и глаголы, а также многое другое. Самым известным представителем индийской филологической школы считают Панини, жившего в 4 веке до н. е.

Первым теоретическим опытом описания языка была грамматика санскрита индийского ученого Панини (V-IV вв. до н.э), которая называлась Восьмикнижие. Она содержит 4000 сутр, в которых в которых фиксируется сложнейшая морфология санскрита. В ней устанавливались нормы санскрита и давалось точное описание языка священных текстов (Вед). Это было предельно полное описание фонетики, морфологии, морфонологии, словообразования и элементов синтаксиса санскрита.

В этом труде содержатся исчерпывающие описания санскрита: тщательно описаны звуки и буквы, их передающие; большое внимание уделяется сочетаниям звуков, правилам их произнесения на стыке слогов; дается подробное описание словоизменительных и словообразовательных элементов; описываются правила сочетания морфем; описываются основные синтаксические конструкции.

Брахманы, те кто читал веды, считаются первыми лингвистами.

Известны 4 веданги, в которых дается объяснение и описание санскрита:

Шикша – содержит сведения о фонетике, точнее – учит орфоэпии (правильному произношению);

Чханда - учит стихосложению, дает сведения о метрах стиха;

Вьякарана - дает описание грамматики;

Нирукта - дает трактование вопросов лексики и этимологии. (автор брахман Яска)

Значение древнего индийского языкознания

Индийские авторы дают четкую характеристику основных явлений в фонетике. А именно:

А) Дали описание артикуляции звуков, описание различий между гласным и согласным звуками.

Б) Составили определенную классификацию звуков.

В) Дали описание слияния звуков, т.е. описание слога. Древние индусы считали гласный звук самостоятельным, а согласный звук – зависимым.

Г) Индийские авторы, особенно Панини, определяя важность четкого произношения текста веды, традиционного чтения религиозных гимнов, выделяли особенности звуков в звучащей речи и тем самым вплотную приблизились к пониманию фонемы, т.е. к различению звука языка и звука речи.

В морфологии выделялись три раздела:

классификация частей речи (выделены 4 части речи: глагол, имя, предлог, частица).

Словообразование (выделялись корни, суффиксы, окончания, а также выделялись первичные слова (корни) и производные слова).

Формообразование (выделяется система падежей).

Синтаксис - основной единицей языка считается предложение.

Значительных успехов достигли индийские авторы в лексикографии: составлялись словари в стихотворной форме. Индийская традиция оказала сильное влияние на развитие языкознание в Древнем Китае. А также на развитие средневекового арабского языкознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: