ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1
Роль языка в истории человеческой общности велика и значительна, так как язык – это великое средство человеческого зназнания общения. Язык необходим во всех сферах человеческой деятельности.
Интерес к языку люди проявляют с древнейших времен. Итог – формирование науки о языке – языкознания, языковедения, лингвистики.
Родина языкознания – страны Древнего Востока, Мессапотамия, Сирия, Малая Азия, Китай, Индия.
Языкознание - это наука, изучающа языки (существующие, когда-либо существовших и имеющие возможность возникнуть в будущем), а тем самым, и человеческий язык вообще.
Объект: Язык – очень сложное многогранное явление, он тесно связан с другими явлениями природы и общества. В мире от 2500 до 5000 языков в мире.
Междунароный язык существует на межгосударственном уровне.
Редие языки: В Латвии: ливонский язык(несколько десятков говорящих); Попуа и Новая Гвинея: Оун, Саймат, Лилау(300-400 человек).
Структура науки о языке:
1. Частное языкознание – изучает отдельные языки или группы родственных языков.
|
|
· Русистика – научное изучение русского языка, его структуру, истории и связей с лругими языками;
· Славистика – объект знаний – группы славянских языков, их структуры, истории, взаимоотношения;
· Германистика – изучает группы германских языков;
· Индоевропеистика – изучает индоевропейские языки;
· Семитология – изучает семитские языки.
ü В зависимости от метода исследования выделяют: 1. Синхроническое (описательное) языкознание – рассматривает языки в какой-то определенный период его развития; 2. Диахроническое (историческое) языкознание – прослеживает изменения, которые произошли в языках в ходе их развития.
ü Классификация, основанная на методе сравнения: 1. Сравнительно-историческаая лингвистика(компаративистика) – изучает генетическую общнось в их развитии. Конечная цель: восстановление языка-основы(праязыка), из которого развились современные языки, установление законов, по которым шло развитие языков; 2.Ареальная лингвистика – рассматривает вторичное родство языков, языковые союзы, общность языковых явлений независимо от степени их генетической общности. Итог: формирование союзов; Цель: определение в исследуемых языках общих элементов, которые сформировались в результате этих языков, возздействие на эти языки третьего языка; 3. Сопостовительная(сравнительная) типология – изучает сходства и различия между языками независимо от степени их близости.
2. Общее языкознание – обобщает данные, полученные частным языкознанием, при изучении конкретных языков, и, опираясь на них, делает выводы относительно языка вообще, его сущности, происхождения.
|
|
Разделы:
1. В зависимости от членения самого языка на уровни: 1) Фонетика (звуковой уровень; предмет фонетики: звук); 2)Фонология (звук, его функционирование); 3)лексикология: -ономасиология(связана с общей теорией наименований), -семасеология(лексическая семантика, значение слова), -этимология(происхождение слова), -фразеология, лексикография(словари); 4) Грамматика: -морфология(части речи), -синтаксис(связи слов и словосочетаний).
3. Прикладное языкознание. Прикладная лингвистика.
Занимаются разработкой методов решения практических задач, связаны с использованием языка: -создание письменности, её совершенствование; -создание системы транскрипций; -создание стенографии; -создание письменности для людей с ограниченными возможностями; -создание специальных лингвистических справочников; -создание искусственных языков.
Строй всех языков весьма своеобразен и требует специального изучения.
Языкознание – комплекс научных дисциплин, каждая из которых изучает какой-то один аспект языка.
Место языкознания в системе наук.
Языкознание и другие социальные науки(этнография, социология, культурная антропология, история и др.). Языкознание и естественные науки(биология, физиология). Языкознание и физико-математические науки.
Так как язык – важнейшее средство общения тесно связан с мышлением. Языкознание входит в круг гуманитарных или социальных дисциплин.