Краткая история составления устава

В первые века христианства не было строго определенного и твердо установившегося порядка совершения богослужения. Почти каждая область имела в своих церквах особый устав церковных служб, хотя в главном расположении и последовательности везде одинаковый, но в частностях немного отличавшийся от других уставов. Однако Церковь постоянно и повсюду принимала меры к полному объединению богослужебных последований. Плодом такого стремления был Церковный Устав, в первый раз начертанный святым Саввою Освященным.

По словам святого Симеона Солунского, Савва Освященный, начальник Лавры его имени в Палестине, изложил Церковный Устав, приняв его от преподобного Ефимия Великого (IV в.) и Феоктиста — друга его. Они же приняли Устав от своих предшественников и от исповедника Харитона (III в.), основавшего три обители в Палестине. Преподобный Савва Освященный пред своею блаженною кончиною (532 г.) изложил этот Устав письменно и передал его братии. Вследствие постоянных сношений палестинских обителей и пастырей с Иерусалимом на богослужебный Устав святого Саввы оказывали влияния обычаи Иерусалимской Патриархии и обряды храма Воскресения, отчего палестинский Устав имел название «Иерусалимокого».

Подлинный Устав святого Саввы был утрачен при нашествии сарацин на Палестину, но святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.), живший долгое время в Лавре Саввы Освященного, восстановил и, дополнив Устав Иерусалимский, ввел его в подведомых ему монастырях и приходских церквах, причем правила Устава о пище и вообще о питании монашеском были изменены соответственно условиям мирской жизни.

Впоследствии Устав святого Саввы Освященного был обогащен некоторыми необходимыми и важными дополнениями. В VIII веке Устав Иерусалимский был дополнен трудами святых Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. В IX веке иеромонах Марк, настоятель Лавры святого Саввы, впоследствии епископ Идрунтский, присовокупил к Уставу изъяснения, того как отправлять богослужение при совпадении («встрече»), двух или трех праздников в один день и как согласовать праздничные богослужения с воскресными и великопостными. Эти изъяснения называются «Марковыми главами» или «Храмовыми главами».

Кроме Устава Иерусалимского на развитие и образование богослу-жебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав — Студий-ский. Своим происхождением этот Устав обязан преподобному Феодору Студиту († 826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в Константинополе. После смерти преподобного Феодора его Устав был записан неизвестным лицом вначале кратко, а потом, на основании предания, полно изложил этот устав патриарх Константинопольский Алексий (XI в.) для основанной им обители в Константинополе. Студийский Устав был принят в Константинопольском Патриархате и в некоторых областях Малой Азии. Из Константинополя он перешел на Афон, в Южную Италию и был принят в монастырях русских со времени преподобного Феодосия Печерского (около 1070 г.).

Устав Студийский отличается от других уставов монастырских и в том числе Иерусалимского, главным образом, правилами монашеской жизни, а не богослужебным Уставом, потому что богослужебный чин вселенской Церкви уже установился, а Феодор Студит восполнил своими песнопениями Триоди.

Особенности, отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем:

1) во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня;

2) на «Господи, воззвах» число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уставе;

3) великое славословие на утрене всегда читалось, а пелось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи;

4) по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники, выпавшие на эти дни;

5) служба по Студийскому Уставу была короче и не так торжественна, как по Уставу Иерусалимскому, но богослужебные порядки этих двух Уставов постоянно оказывали влияние друг на друга. Впоследствии Устав Иерусалимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский.

В Русской Церкви Студийский Устав был введен преподобным Феодосием Печерским около 1070 года в Киево-Печерской Лавре, откуда он распространился и в другие монастыри. Полагают, что Студийский Устав употреблялся в Русской Церкви ранее преподобного Феодосия, но он не отличался полнотою, так как именно в нем не доставало правил монашеской жизни. Преп. Феодосий получил из Константинополя через Ефрема-скопца полный Устав, который и был введен им в употребление. Устав Студийский применялся на Руси в богослужебной практике до конца XIV века, то есть до того времени, когда Устав Иерусалимский начал оказывать на Студийский Устав все большее влияние.

В XV веке Иерусалимский Устав благодаря своей торжественности занял господствующее положение и распространился по всем Церквам и монастырям в Греции, землях южнославянских и на Руси. Замена студийских богослужебных обычаев Иерусалимскими не была актом административным. В случае недоумения по богослужебным вопросам на Востоке и, в частности, в Константинополе, стали обращаться к Иерусалимокому Уставу, и, таким образом, Иерусалимский Устав начал господствовать, а Студийские богослужебные книги были приведены в согласие с требованиями Иерусалимского Устава.

Первое печатное издание Типикона в России было осуществлено в 1610 году при патриархе Гермогене. Позже это издание было исправлено патриархом Филаретом. Из последующих редакций Устава важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 году при патриархе Иоакиме.

Следующее Издание Типикона было осуществлено в 1695 году при патриархе Адриане. В таком виде, без изменений, Типикон печатается и до настоящего времени.

Очередной вариант Типикона появился только в 1954 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). В нем была опущена Пасхалия, вместо которой было помещено приложение: тропари и кондаки Русским святым, прославленным в XIX и начале XX века.

На настоящий момент последним изданием является Типикон, изданный Московской Патриархией по благословению Святейшего Патриарха Алексия II (Редигера) в 2002 году. В данном случае последняя, шестидесятая глава издана в классической редакции, то есть содержит обращение Пятнадцатого Индиктиона, Зрячую Пасхалию и Лунник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: