Молитва благодарственная, святого Иоанна Кронштадтского, читаемая после исцеления от болезни

Слава Тебе, Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Отца, едине изцеляяй всяк недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моей, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моея окаянныя и во славу Твою со Безначальным Твоим Отцем и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Почему мы молимся святым?[3]

Зачем молиться святым, если есть Христос? Этот вопрос рано или поздно задает себе (а потом и не только себе) каждый православный человек. Это что же получается? Сам Бог нас не слышит? Нам непременно нужны посредники для общения с Ним? И получается, что сонм святых – что-то типа «референтской службы» Господа, через которую и проходят все наши просьбы о помощи, наши молитвы?

Нет, не так получается! В доказательство хочу вам привести рассказ священника Дионисия Свечникова, которому на практике приходится часто сталкиваться с людьми, недоумевающими, почему мы молимся святым.

Однажды мне пришлось беседовать с одним молодым человеком, который, придя в храм, был очень возмущен наличием в церкви большого количества икон. Было видно, что молодой человек неплохо подкован в знании Священного Писания, имел понятие о некоторых христианских догматах, хотя несколько искаженное, но при этом был человеком абсолютно нецерковным…

…Свои доводы он подкреплял словами Священного Писания: «Сказано ведь “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”» (Мф 4, 10). Так почему же в православных храмах такое большое количество икон святых, когда кроме изображений Христа не должно быть ничего? А как зайдешь в церковь, только и слышишь, молись Богородице, Николаю Чудотворцу, Пантелеимону Исцелителю и еще кому-то. А куда делся Бог? Или вы уже успели заменить Его другими богами?»

Я чувствовал, что разговор предстоит непростой и, как видимо, долгий. Не буду пересказывать его весь, но постараюсь выделить лишь самую суть, т. к. в наше непростое время подобными вопросами задаются многие люди…

Для начала я предложил молодому человеку разобраться с определениями, следуя простой логике… Итак, кто такие святые и зачем им молиться? Неужели и вправду это некоторые боги низшего порядка? Ведь Церковь призывает почитать их и возносить молитвы к ним. Начнем с того, что почитание святых – это древняя христианская традиция, сохраняющаяся с апостольских времен. Мученик, пострадавший за Христа, сразу после своей смерти становился объектом почитания благоговейного почитания верующих. На гробницах первых христианских святых совершали Божественную Литургию, им возносили молитвы. Понятно, что святому воздавалось особое почитание, но вовсе не как отдельному богу. Это были люди, отдавшие свою жизнь за Бога. И, в первую очередь, они сами были бы против превознесения их в ранг божества. Ведь мы, к примеру, чтим память людей, положивших свою жизнь за Отечество на полях сражений. И даже ставим им памятники, чтобы будущие поколения знали бы и чтили этих людей. Так почему же христиане не могут чтить память людей, особо угодивших Богу своей жизнью или мученической смертью, при этом называя их святыми? Я попросил молодого человека ответить на этот вопрос. Последовал утвердительный ответ. Первый бастион сектантского мышления рухнул…

…Таким образом, православные вовсе не поклоняются святым, а почитают их. Почитают как старших наставников, как людей достигших духовной высоты, как людей, живущих в Боге и для Бога. Людей, достигших Царства Небесного. А основание для почитания наставников было дано ап. Павлом: «Поминайте наставников ваших…. и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). А вера святых есть вера Православная и она призывает к почитанию святых с апостольских времен. И один из величайших святых Иоанн Дамаскин говорил о этом почитании: «Достопоклоняемы святые – не по естеству своему, мы поклоняемся им, потому что Бог прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою. Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».

Наша беседа с молодым человеком перешла в более спокойное русло, и теперь он больше слушал, чем говорил. Но для большей убедительности было необходимо привести еще парочку веских аргументов своей правоты, и я поспешил сделать это.

Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Это не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, как думают протестанты, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним.

Теперь я мог спокойно перейти к вопросу о молитве к святым угодникам. Как я уже показал выше, святые суть наши сомолитвенники и друзья на пути служения Богу. Но разве мы не можем просить ходатайствовать за нас пред престолом Вседержителя? Разве не то же самое происходит в нашей повседневной жизни, когда мы просим наших близких и знакомых замолвить слово за нас перед начальством? А ведь Отец наш Небесный куда выше любого земного начальства. И Ему действительно возможно все, чего нельзя сказать о простых земных людях. Но при молитве к святым угодникам вовсе нельзя забывать о молитве Господу. Ибо только Он – Податель всех благ.

И это очень важный момент, т. к. многие православные христиане в молитве к святым забывают о Том, к Кому, в конце концов, и направлена будет молитвенная просьба, пусть и предста-тельством кого-либо из святых. Не должно христианину забывать о Господе Боге своем. Ведь и святые служили именно Ему. Этим я показал молодому человеку, как важно не перегнуть палку даже в таком, вроде бы, простом деле, как молитва. Было видно, что парень находился в некотором замешательстве, но собравшись с мыслями, выдал последний вопрос: «Скажите, а почему необходимо молиться разным святым по какому-то определенному вопросу?». Я ожидал этого вопроса и ответ уже был готов. Святые могут помогать нам не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретаемой ими духовной свободы в любви, которая достигается их подвигом. Она дает им силу предстательства пред Богом в молитве, а также и в деятельной любви к людям. Бог дает святым, наряду с ангелами Божи-ими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Они суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви не в качестве подвига для своего спасения, которое уже совершено, но, действительно, для помощи в спасении других собратий. И помощь эта даруется Самим Господом во всех наших житейских нуждах и переживаниях по молитвам святых. Отсюда и святые – покровители тех или иных профессий или ходатаи перед Богом в житейских нуждах. Благочестивая церковная традиция, основываясь на житиях святых, приписывает им действенную помощь своим земным собратьям в различных нуждах. К примеру, Георгий Победоносец, бывший при жизни воином, почитается как покровитель православного воинства. Великомученику Пантелеимону, бывшему при жизни врачом, молятся об избавлении от телесных недугов. Николая Чудотворца очень почитают моряки, ему же молятся девицы об удачном замужестве, основываясь на фактах его жития. Люди, живущие за счет рыбной ловли, молятся об удачном улове апостолам Петру и Андрею, которые до своего высокого призвания были простыми рыбаками. Ну и, конечно, нельзя не сказать о высшей всех ангел и архангел Пресвятой Богородице, стоящей во главе сонма святых. Она является покровительницей материнства.

Беседа наша подходила к логическому концу. Я очень надеялся, что аргументы, приведенные мной, должны были оставить след в душе этого молодого человека. И я не ошибся. Напоследок он сказал фразу, ради которой можно было бы говорить еще очень долго: «Спасибо вам! Я понял, что во многом ошибался. Видимо, моих познаний в христианстве еще недостаточно, но теперь я знаю, где искать правду. В православии. Еще раз большое спасибо». С этими словами мой собеседник удалился. Оставшись один на один со своей радостью, я поспешил в храм вознести благодарственную молитву Господу и всем святым, которые помогли мне в этот день в моем пастырском служении. Но это уже совсем другая история…

Почему мы почитаем святые мощи?[4]

Что такое святые мощи? Почему Православная церковь установила их почитание? Откуда берется уверенность верующих, что по молитвам у святых мощей они непременно получат помощь и заступничество святых?

«Слово “мощи” в буквальном переводе с греческого означает «останки». В этом же смысле всегда употреблялось слово “мощи” и в церковнославянском языке. Впрочем, точнее будет сказать, что мощами принято называть кости усопшего человека, то, что долго еще сохраняется после его ухода в мир иной.

В одной летописи 1472 года так повествуется об открытии гробов московских митрополитов, почивающих в Успенском соборе: “Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины «мощи»” (Собрание русских летописей. Т. VI. С. 195).

В 1667 году Новгородскому митрополиту Питириму донесено было об открытии мощей преподобного Нила Столбен-ского: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. СПб. Т. IV. С. 156). Вообще «на языке древней церковной литературы нетленные мощи – это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (Голубинский Е. Е. Канонизация святых. С. 297–298).

В Церковной истории говорится, что мощами всегда назывались сохранившиеся останки святых мучеников и великих подвижников. Почитаются мощи, даже если сохранились они только в виде пепла или праха.

В 156 году священномученик Поликарп, епископ Смирн-ский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота».

Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну».

Пресвятой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малыя частицы, а все тело его обратилось в прах… С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион…» Блаженный Иероним говорит, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла – в виде костей (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 35, прим.).

В нынешнее время при открытии мощей преподобного Серафима Саровского (1903 год), святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена, Патриарха Московского (1914 год), обретены только кости святых, которые и служат предметом благоговейного почитания для всех верующих людей.

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?

Объяснение этой православной традиции можно найти в творениях святых отцов.

Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком… Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя».

Один из учителей древней Церкви Ориген говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно – состоящее из людей, другое – из небожителей…» Это значит, молясь у мощей святых, мы как бы молимся вместе с ними, единой молитвой.

К концу VII века Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что «на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен» (Правило 7). С тех пор в каждом храме есть антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. А значит, в любом храме обязательно есть мощи святых, которые, согласно нашей вере, как бы служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства за нас перед Господом.

Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», – читаем мы в молитве Преподобному Сергию Радонежскому.

Благодать Божия преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам.

Благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти. На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Мощи святых, говорит пророк Ефрем Сирин, врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа…

По материалам статьи «Почитание святых мощей», Журнал Московской Патриархии, № 1, 1997 г.

Примечания

Цит. по книгам Л. Гурьяновой «Вам поможет святой праведный Иоанн Кронштадтский», «Вам поможет Иверская икона Божией Матери», «Вам поможет Почаевская икона Божией Матери».

(обратно)

цит. по: Л. Гурьянова, Вам поможет Почаевская икона Божией Матери. М.: АСТ, 2008.

(обратно)

цит. по: Л. Гурьянова. Вам поможет Иоанн Кронштадтский. М.: АСТ, 2008.

(обратно)

Цит. по: Л. Гурьянова, Вам поможет Иоанн Кронштадтский. М.: АСТ, 2008.

(обратно)

Оглавление

.

ВСТУПЛЕНИЕ

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ

Благодарственная молитва ангелу-хранителю

Краткий вариант благодарственной молитвы ангелу-хранителю

МОЛИТВЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ВСЕМ И ВСЕГДА

Отче наш

Молитва ангелу-хранителю

Молитва Собору 12 апостолам, оберегающая от беды и проблем

Молитва Николаю Угоднику

Молитва животворящему Кресту

Молитва ангелу-хранителю для счастья и удачи

МОЛИТВЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ НАС ДУХОМ, ЧТОБЫ ПЕРЕЖИТЬ ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА

Молитва последних оптинских старцев

Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского, оберегающая от падения

Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского, защищающая от уныния

Молитва святителя Дмитрия Ростовского, защищающая от отчаяния

Молитва ангелу-хранителю, чтобы укрепил веру и избавил от уныния в моменты неудач

Молитва Пресвятой Богородице, оберегающая от отчаяния

Молитва святителя Дмитрия Ростовского, защищающая от уныния и отчаяния

МОЛИТВЫ, ДАЮЩИЕ НАМ ФИЗИЧЕСКИЕ СИЛЫ, ЧТОБЫ МЫ МОГЛИ ПЕРЕЖИТЬ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

Молитва Господу в болезнях

Молитва на обретеие здоровья св. великомученику и целителю Пантелеимону

Молитва ангелу-хранителю для защиты от травм в результате несчастного случая

Молитва ангелу-хранителю в болезни

Молитва ангелу-хранителю для вечного здоровья

МОЛИТВЫ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ОТ БЕДНОСТИ И ДЕНЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ

Молитва, защищающая от нищеты

Молитва ангелу-хранителю для материального благополучия

Молитва ангелу-хранителю для того, чтобы не переводилось изобилие на столе

Молитва святому священномученику Харлампию об избавлении от голода, с просьбой о плодородии земли, хорошем урожае

Молитва ангелу-хранителю, защищающая от неудач

Молитва святителю Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому

Молитва святителю Николаю Чудотворцу, оберегающая от потери благосостояния и нищеты

Молитва святителю Спиридону Тримифунтскому, дарующая безмятежное, безбедное существование

Молитва святителю Тихону Задонскому для ниспослания безбедной жизни и избавления от бедности

Молитва преподобному Алексию, человеку Божию, для защиты в бедности

Молитва пред иконами Божией Матери «Всех скорбящих Радость» для утешения в скорби безденежья

Молитва пред иконами Божией Матери «Утоли моя печали» для успокоения души и сердца в бедности

Молитва пред иконами Божией Матери «Казанская» для избавления от бедности и уныния при появлении денежных проблем

Молитва пред иконами Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы» для защиты от денежных проблем

Молитва в защите от бедности и прочих бед святой Ксении Блаженной

Молитва ангелу-хранителю для защиты от бедности

МОЛИТВЫ, ОБЕРЕГАЮЩИЕ ОТ БЕД И НЕСЧАСТИЙ НАШИХ ДЕТЕЙ, РОДНЫХ, БЛИЗКИХ

Материнская молитва за чадо свое

Молитва Богородице о детях

Молитва о работе и занятии для детей

Молитва святителю Митрофану о благосостоянии детей в обществе

Молитва ангелу-хранителю для защиты детей от бед и напастей

Молитва ангелу-хранителю для защиты близких от бед и напастей

Молитва ангелу-хранителю для защиты родных от бед

Молитва о защите близких от болезней

МОЛИТВЫ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ОТ ПОТЕРИ РАБОТЫ, НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА КОЛЛЕГ И НАЧАЛЬСТВА

Молитва для тех, кто попал под сокращение

Молитва для тех, кто сохранил работу

Молитва преследуемого человеками. (Составлена святителем Игнатием Брянчаниновым)

Молитва ангелу-хранителю для защиты от власть имущих

Молитва ангелу-хранителю для защиты от недоверия на работе

Молитва ангелу-хранителю для защиты от непонимания с коллегами и начальством

Молитва ангелу-хранителю для гармонии в отношениях с коллегами

Молитва ангелу-хранителю для гармонии в отношениях с начальствующими

Молитва, защищающая от интриг на работе

Молитва Архангелу Михаилу, оберегающая от неприятностей по работе

Молитва от врагов на работе и при трудностях в делах

Оберегающая от неприятностей молитва

МОЛИТВЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ВОРОВ, ФИНАНСОВОГО ОБМАНА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОШЕННИКОВ

Молитва Архангелу Михаилу с просьбой о помощи и покровительстве от воров вариант первый

Молитва Архангелу Михаилу с просьбой о помощи и покровительстве от воров вариант второй

Молитва на возврат украденного, а также при потере вещи

Молитва от посягательства бандитов праведному Иосифу Обручнику

Молитва от нарушителей обещаний и договоров святому мученику Полиевкту

Молитвы, читаемая при утрате, потере какого-либо имущества

Молитва ангелу-хранителю для защиты от воров

Молитва ангелу-хранителю от нечестных денег

Молитва ангелу-хранителю для защиты от обмана, воровства и опасностей в деловой дороге

МОЛИТВЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Молитва пророку Илии

Молитва на освящение всякой вещи

Молитва ангелу-хранителю для защиты от стихийного бедствия

МОЛИТВЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ НЕУДАЧИ В ДЕЛАХ И БИЗНЕСЕ

Молитва предначинательная

Перед началом всякого дела

Молитва на успех в бизнесе

Молитва апостолу Павлу о покровительстве в открытии предприятия

Молитва ангелу-хранителю для успеха в делах

Молитва в ситуации, когда дела и бизнес идут плохо

Молитва ангелу-хранителю для процветания в делах

Молитва об успехах в торговле

Молитва для тех, кто занимается бизнесом и торговлей

Молитва на всякое доброе дело

Молитва по окончании дела

Приложение О МОЛИТВЕ

Что такое молитва?

Как нужно молиться?

О времени и внимании в молитве

Молитва и чувства[1]

Ответ на молитву

За что Бог насылает на нас болезни?[2]

Почему мы молимся святым?[3]

Почему мы почитаем святые мощи?[4]

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?.....


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: