Философия софистов

Софисты– люди, кот.посвящ. себя умств. деят-ти и были проф. учителями. Софистов не столько углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знания, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было приобретено к тому времени ф. и наукой. Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение. Их гл. целью было обучение использованию приобретенных знаний в дискуссиях и полемике, и поэтому столь серьезное значение придавалось риторике. Эти «учителя мудрости» учили не только технике политич.и юридич.деят-ти, а заодно обучали и вопросам философии. Некот.софисты обучали приемам и формам убеждения и док-в независимости от вопроса об истинности док-мых положений. Так складывались приемы мышления, кот стали именоваться софистикой. (напр. то, что ты не потерял, ты не имеешь; ты не потерял рога, сл-но, ты их не имеешь. Здесь ложно уже первое высказывание). Бытие у софистов – это ничто иное, как изменчивый чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Подобно том, что человек есть мера всех вещей, всякое человеческое сообщество есть мера справедливого и несправедливого.

Софистов было немало, остановимся на трех наиболее характерных для сути этого направления.

Протагор. Ему принадлежит: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение. Т.о., становится неважным, говорит ли чел.истину или ложь. Относит-нокажд.предмета м.сформулировать два противопол.утверждения, при этом оба они будут одинаково истинны. Заметим, что Протагор написал законы, определяющие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.

Горгий.В своем труде “О природе” доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Аристотель писал: “Горгий правильно говорил, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же – серьезностью”.

Продик. Проявлял исключительный интерес к языку с точки зрения идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов. Большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения.

Посещая занятия Софистов, Сократ вступал в дискуссии с многими из них, но больше всего с Продиком, считая его своим учителем.

Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: