1. Вопросы анкеты – это все речевые высказывания социолога респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицательную формулировку и которые побуждают респондента ответить на них письменно. Это могут быть собственно вопросы, какие-то высказывания, таблица, незаконченное предложение, на которые необходимо самостоятельно сформулировать ответ. А если социолог предлагает закрытый вопрос с готовым набором возможных ответов, то это может быть выбор одного или нескольких варианты ответов, соответствующих истине.
Для выяснения различных признаков могут быть использованы различные формулировки: альтернативные вопросы, вопросы-меню, вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы и т.д. В закрытых вопросах приводится все возможные варианты ответов. Для ответа на данный вопрос респонденту необходимо только выделить выбранный вариант ответа. Дихотомические вопросы включают в себя вопросы типа «да-нет» и альтернативные вопросы. Ответы в таких вопросах носят взаимоисключающий характер. Поливариантные вопросы или их еще называют вопросы-меню. В таких вопросах дается набор ответов, из которого респондент может выбрать несколько, в этом главное их отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений. Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстки. Последним видом вопросов, выделяемых по конструкции ответов, являются вопросы-диалоги и вопросы-иллюстрации. Они входят в состав функционально-психологических вопросов.
|
|
В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото-, кино-радиоаппаратуры и т.д. Кроме них необходимы и другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетерам и интервьюерам, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы (если обработка осуществляется на ЭВМ) и др. Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:
· определение проблемы, объекта и предмета исследования;
· предварительный системный анализ объекта исследования;
· характеристику цели и задач исследования;
· интерпретацию и операционализацию основных понятий;
· формулирование рабочих гипотез;
· определение стратегического плана исследования;
|
|
· составление плана выборки;
· описание методов сбора данных;
· описание схемы анализа данных.
Социологическое исследование включает в себя четыре основных стадии: подготовка, проведение, обработка и анализ.
2. На стадии подготовки, разрабатывается программа социологического исследования и календарный план проведения работ. Программа социологического исследования (ее методическая часть) включает: определение проблемы исследования, выбор объекта и предмета исследования, формулировку, цель и задачи, интерпретацию понятий (основные понятия в анкете должны быть интерпретированы, слова должны пониматься), системный анализ объекта и постановку рабочей гипотезы (предположение о результатах исследования).В процедурной части программы предусматривается определение метода исследования и расчет выборочной совокупности.
На стадии проведения, проводится инструктаж интервьюеров и анкетеров, сбор первичной информации и контроль за проведением исследования.
На стадии обработка проводиться отбраковка данных, составление аналитических таблиц и обсчет полученных данных.
В зависимости от главной цели исследовательской деятельности выделяют два типа исследований:
1. Теоретико-прикладные исследования, цель которых – содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.
2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследования, иногда называемые социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику.