Развитие науки, образования и культуры в Удмуртии на рубеже 20-21 в

На рубеже 20-21 века создается ряд различных высших учебных заведений (Физико-технический институтИнститут прикладной механикиУдмуртского института региональной экономики) которые Ведут исследо- вания по таким направлениям, как физика и механика, физические и физико-химические методы контроля материалов.

Научные разработки фундаментального и прикладного характера также осуществляются учеными пяти высших учебных заведений: УдГУ, ИжГТУ, ГГПИ, ИГМА, ИжГСХА В университетах созданы многочисленные научные школы различных естественных и гуманитарных направлений: истории, археологии, этнологии, лингвистике, филологии, химии, биологии, гео- графии, математике, физике, праву, юриспруденции и др. В техническом университете основные исследования посвящены изучению различных областей машиностроения, автоматизированных систем, многоканальных информационно-измерительных комплексов. Проблематика научных исследований медицинской академии охватывает изучение центральных и периферических нервных систем организма, органов пищеварения, стоматологических заболеваний и др.

Финансирование дошкольных, начальных и средних образовательных учреждений производилось из скудного муниципально- регионального бюджета. В 1996 – 2000 гг. оно равнялось 30 – 32 %. За этот же период 8 тыс. работников образования сменили профессию. Особенно страдали от негативных тенденций в образовательной сфере сельские жители и учреждения дополнительного образования. Сложившаяся ситуация вела к росту детской безнадзорности, преступности среди несовершеннолетних. В десятки раз увеличилось число лиц, потребляющих нарко- тические и токсические вещества. Ситуация стабилизировалась с приходом к руководству страной В.В. Путина. Были погашены задолженности по выплате зарплаты бюджетникам, в том числе и работникам образования. Стал осуществляться принцип приоритетности образования.

На сегодняшний день республика способна решать задачи качественного и непрерывного образования.

Начавшиеся в 1990-х гг. социально-экономические и политические преобразования оказали влияние на развитие учебных заведений профессиональной подготовки. Осуществлялись процессы демократизации, деполитизации, расширения вариативности обучения и внедрения новых методик и технологий в обучении.

Наряду с классическими очной и заочной формами обу- чения в вузах республики появляются новые формы: дистанционная, очно-заочная, бакалавриат, магистратура. Утверждает себя система образовательных отношений: школа – колледж – вуз.

С начала 1990-х гг. в постперестроечной Удмуртии активизировалось религиозное образова- ние начального и среднего специального звена. При кафедральном соборе Святого Александра Невского в г. Ижевске работает учебный центр. Его пастырское отделение готовит молодых лю- дей к поступлению в семинарию и другие учебные заведения Русской Православной церкви. А на катехизаторском отделении обучают на преподавателей Закона Божьего для воскресных школ при православных храмах. При церкви христиан веры евангельской «Дело Веры» (г. Ижевск) действуют начальные библейские курсы, а на базе Библейского института готовят будущих пасторов не только для Удмуртии, но других регионов Российской Федерации. При му- сульманских мечетях (Ижевск, Воткинск, Можга) действуют медресе для подготовки имамов мусульманских общин или для поступления в духовные образовательные учреждения среднего и высшего уровня.

культура Сфера культуры испытала все трудности переходного периода в стране. С 1997 по 2000 г. перестали функционировать 10 библиотек, количество клубных учреждений уменьшилось с 815 до 780. Резко сократилось количество посетителей в музеях и других учреждениях культуры. Из-за низкой зарплаты и отсутствия льгот из этой сферы уходит творческая молодежь, тем самым обрекая учреждения на вынужденное снижение качества работы и несоответствие запросам современного общества. Подобная ситуация сегодня складывается среди творческих объединений профессионалов Удмуртии: Союза писателей, Союза композиторов, Союза театральных деяте- лей, Союза архитекторов, Союза дизайнеров, Союза журналистов.

В то же время их отличитель- 198 ным свойством является меньшая подверженность расколам и отсутствие политизированности и ангажированности в отличие от общероссийских союзов. Недостаточное финансирование этой сферы (в два раза меньше ее действительных потребностей) вынуждает работников культуры самим зарабатывать средства и переходить на условия самоокупаемости. Тем не менее современный культурный потенциал Удмуртии богат и разнообразен. Здесь ра- ботает 6 профессиональных театров, 607 библиотек, 780 кинотеатров и клубов, 35 музеев (вместе с филиалами), всего – около 1,5 тыс. учреждений культуры, в которых работают 11,5 тыс. чел. Среди прочих культурных учреждений особой популярностью у населения пользуется Ижевский цирк С 1990-х гг. в музыкальной жизни республики большую роль играют Академическая хоровая ка- пелла, симфонический оркестр, камерный хор (Ижевск). В репертуар этих коллективов входят про- изведения русской духовной музыки, сцены из опер, литургии, джазовые композиции, панорама финно-угорской музыки, сочинения современных композиторов Удмуртии, концертные обработки удмуртских народных песен. Концертную жизнь республики сегодня активно формирует государст- венная филармония. В ее состав входят молодежный театр «Катанчи», эстрадный ансамбль «Шул- дыр љыт», удмуртский театр фольклорной песни «Айкай», группа под руководством В. Пудовой, оркестр духовых инструментов, Музыкальный театр УАССР, с 1993 г. – Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики.

Подготовка музыкальных кадров в настоящее время осуществляется музыкальным учи- лищем и училищем культуры, школой-интернатом для одаренных детей (г. Ижевск), Глазовским пе- дагогическим институтом, а также более чем 50 музыкальными школами и студиями республики. В конце ХХ в. музыкальная культура Удмуртии обогатилась новыми именами и произведениями. Со- бытием стало создание в 1994 г. Г.А. Корепановым (в обработке его сына А.Г. Корепанова) гимна республики на основе песни «Родная Кама-река

Пропаганду культурного достояния республики осуществляют средства массовой информации, библиотеки, музеи. «Удмуртская правда», «Кенеш» («Со- вет»), «Кизили» («Звездочка»), «Луч» и др.

В 1997 г. по инициативе ученых М.Г. Ивановой и К.И. Куликова на базе краеведческого музея города Глазова был открыт историко-культурный музей — заповедник «Иднакар». В разных жанрах проявляют себя художники, стремясь выразить философские раздумья о жизни, переосмыслить факты истории народа, передать патриотические настроения по отношению к малой родине.

Большим событием культурной жизни середины 1990-х годов стало создание первого удмуртского художественного фильма «Тень Алангасара», В основу фильма положены сюже- ты древних удмуртских легенд. Эпический характер фильма позволил в художественной форме высказать свою версию о жизни, философии и быте древних удмуртов, их связях с другими народами.

23. Общественно-политическое и национально-культурное развитие Удмуртии на рубеже 20-21 века. Необходимость выработки новой национальной политики связана с обострением проблем этносоциального развития многонационального социума Удмуртской Республики.

национальная политика Основные задачи: - - сохранение и развитие исторически сложившегося государственного единства многонационального народа УР; - создание благоприятных условий для сохранения и развития языка и культуры удмуртского народа, а также языков и культур других народов, проживающих на территории УР; - содействие в сохранении удмуртской диаспоры; - проведение национальной политики с учетом особенностей и интересов всех народов УР; - определение основных направлений и координация научных исследований в области национальной политики и межнациональных отношений. Село в Удмуртии стало удмуртским, за исключением 5 – 6 прикамских районов. Русские (как более социально мобильная этническая общность) покинули сельскую местность, удмурты остались в доживающих деревнях.

Проблемы национально-культурного строительства обостряются в условиях возрождения национального суверенитета и демократического развития общества, а также вследствие их нерешенности со времен социалистической революции.

Активную помощь в осуществлении национальной политики и гармонизации межэтнической коммуникации оказывают общественные национально-культурные организации (НКО), получающие организационную, научно-методическую и финансовую поддержку со стороны государственных органов республики. Складывается система многообразия этнокультурной жизни на- родов на внешнем уровне, проводятся традиционные национальные праздники: русские – Рож- дество, Масленица и Троица, удмуртский «Гербер», татарский «Сабантуй», бесермянский «Кќрбан», марийский «Семык», организуются фольклорные фестивали (взрослые и детские) на- родов, проживающих в республике. В сохранении и развитии самобытности культуры важная роль принадлежит народному творчеству, возрождению традиционных технологий, способов изготовления художественно значимых изделий прикладного искусства. Большое значение придается формированию куль- турного наследия музеев республики, принимаются необходимые меры по выпуску периодических печатных изданий и литературы на русском, удмуртском и татарском языках, сохранению объема вещания на государственных и местных телерадиоканалах на языках народов Удмуртии.

       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: