Местный референдум

Голосование граждан по вопросам местного значения и является высшим непосредственным актом выражения власти народа (ст.3 Конституции РФ.ФКЗ «О референдуме», ФЗ № 124).

Решение, принятое на референдуме, обязательно к исполнению и опубликованию в СМИ.

Решение может быть признано недействительным:

1. при нарушении процедуры проведения референдума.

2. при опротестовании решения судом.

3. новым референдумом (по истечении 2 лет).

На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

28.Муниципальные выборы - форма непосредственного волеизъявления граждан, осуществляющегося периодически, в соответствии с требованиями, определенными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, и имеющего целью определение представителей населения соответствующего муниципального образования, которые в индивидуальном порядке или в составе коллегиального органа власти решают от имени населения вопросы местного значения, а также иным образом осуществляют местное самоуправление
Нормативно правовая база муниципальных выборов в Российской Федерации включает в себя федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации и нормативно правовые акты муниципальных образований.
На уровне Российской Федерации:
- устанавливается наличие прав граждан участвовать в муниципальных выборах;
- устанавливаются федеральные государственные гарантии осуществления местного самоуправления путем выборов;
- устанавливаются ограничения прав граждан на участие в муниципальных выборах.
На уровне субъектов Российской Федерации:
-определяется порядок проведения муниципальных выборов;
- устанавливаются региональные гарантии осуществления местного самоуправления путем выборов;
На муниципальном уровне:
- определяется структура органов местного самоуправления;
- устанавливается перечень выборных лиц и сроки их полномочий;
- определяется порядок назначения и устанавливается дата проведения муниципальных выборов;
- определяются органы (должностные лица) местного самоуправления, принимающие участие в осуществлении избирательных действий
Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, как и другие выборы,
проводимые на различных уровнях - сложный многогранный институт,
базирующийся на определенных принципах и состоящий из следующих стадий:
1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
2) образование избирательных округов;
3) образование избирательных участков;
4) образование избирательных комиссий;
5) составление списков избирателей;
6) выдвижение кандидатов (списка кандидатов);
7) сбор подписей в поддержку кандидатов;
8) регистрация кандидатов;
9) предвыборная агитация;
10) голосование;
11) подсчет голосов и определение итогов голосования и результатов выборов. Опубликование результатов выборов.

29.Публичные слушания - это процедура, предписываемая Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[1] для принятия нормативно-правовых актов с участием общественности (заинтересованной общественности).

Впервые термин «публичные слушания» появился в названном Федеральном законе в 2003 году, но до сих пор неясно, что же именно законодатель имел в виду под этим словосочетанием. Закон не расписывает, как же именно должны проводиться публичные слушания, и муниципалитеты принимают собственные правила.

Например, возможны следующие варианты реализации публичных слушаний:

1) единовременное приглашение общественных деятелей — руководителей некоммерческих организаций, ТОСов и ТСЖ и представление им проекта нормативного акта — такая схема, например, реализована в г. Новосибирске [2].

2) создание общественной палаты из представителей некоммерческих организаций, которая и будет проводить общественные слушания. Пример — г. Северодвинск.

3) специальные процедуры, эквивалентные западным аналогам - например, жюри граждан или гражданский воркшоп [3].

Общественное участие (publicparticipation [1]) — это непрерывный процесс взаимодействия между учреждением (организацией), ответственным за принятие решения, игражданами, чьи интересы могут быть затронуты прямыми или косвенными последствиями планируемого решения (заинтересованная общественность), а также государственными органами различного уровня, регулирующими данный вид деятельности. Концепция общественного участия появилась в процессе развития демократии как системы государственного управления. Но истинной причиной ее развития были требования граждан учитывать их мнение. Такое взаимодействие, как минимум, включает:

  • Меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов принятия решений ответственным ведомством и механизмов исследования возникающих экологических и социальных проблем;
  • Полное информирование общественности о статусе и стадии реализации разработки (внедрения проекта, плана или программы, выработки политики или проведения оценки одного из вышеперечисленного), а также о возможностях для получения информации, подачи комментариев и других способах участия;
  • Активный сбор мнений всех заинтересованных граждан(stakeholders), их восприятия целей и задач проекта, а также их предпочтений в отношении использования ресурсов, альтернативных стратегий развития и любой другой информации, касающейся принимаемого решения(По: Canter, 1996 - http://www.biodiversity.ru/coastlearn/pp-eng/references.html).

1. Публичные слушания - это специальная процедура консультаций
с гражданами в процессе подготовки проекта нормативно-правового
документа, затрагивающего права и свободы граждан. Публичные
слушания не заменяют собой ни индивидуальные обращения граждан,
ни референдум, ни судебное разбирательство. Публичные слушания
также не являются непосредственным механизмом принятия решений.
2. Публичные слушания в Санкт-Петербурге _должны проводиться
органами местного самоуправления_, а органы государственной
власти обеспечивают информирование, гарантии реализации прав
граждан и учёт результатов слушаний.
3. Закон Санкт-Петербурга должен не просто описывать процедуру
слушаний - он должен гарантировать её выполнение и реализацию
прав граждан. Важнейшими механизмами гарантий являются:
выявление непосредственно в ходе слушаний критических нарушений
процедуры информирования и подготовки итоговых документов
(результатов слушаний) и, в случае наличия таких нарушений,
признание слушаний несостоявшимися.
ответственность должностных лиц за нарушения принятого порядка
проведения слушаний.
развитая система правовых понятий, которая позволит однозначно
определять права и обязанности должностных лиц и состав
нарушений закона.
4. Информирование о начале разработке градостроительной
документации и о проведении публичных слушаний должно быть
массовым и целенаправленным. Органы исполнительной власти Санкт-
Петербурга должны организовать консультации для граждан по
вопросам градостроительной деятельности, обеспечить оперативное
предоставление ответов в период проведения слушаний
5. Описания границ территории, для которой разрабатывается
проект градостроительной документации, в информационных
объявлениях должны быть точными и понятными. Для проектов,
затрагивающих небольшие территории, должны быть перечислены
номера кадастровых кварталов.
Документация, выносимая на слушания, должна быть размещена в
сети Интернет с момента начала градостроительной экспозиции в
полном объёме, установленном законодательством. Указанная
документация должна быть доступна для поиска, просмотра и
скачивания без ограничений.
Замечания и предложения в протокол слушаний должны приниматься с
первого дня градостроительной экспозиции (выставки).
Аргументированные замечания и предложения, поданные в письменном
виде до проведения очного обсуждения, должны обсуждаться в
первую очередь.
Должен быть обеспечен доступ к участию в публичных слушаниях

30. Юридическая природа. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке. Подобного рода <акты-статуты> о местном (муниципальном) самоуправлении имеются в большинстве развитых зарубежных стран. Так.в ФРГ - это уставы коммун (общин), в США - муниципальные хартии и т.д.

Среди других локальных нормативных актов Устав муниципального образования занимает главное место. Это документ комплексного нормативного характера. Несмотря на то, что в нем воспроизводятся все важнейшие принципиальные положения федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления, Устав в значительной степени призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. С этой точки зрения данный документ среди других локальных актов местного самоуправления носит базовый характер. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и субъектному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования. Таким образом, по своему содержанию и юридической природе Устав муниципального образования - это своего рода местная конституция.

Устав муниципального образования вступает всипу, то есть приобретает значение действующего нормативного правового акта, с момента его опубликования (обнародования) в соответствующих официальных печатных источниках на территории данного муниципального образования. Не опубликованный Устав применению не подлежит.

Содержание Устава муниципального образования. Вопрос о содержании Устава муниципального образования является одним из сложных и дискуссионных в муниципальном праве и практике муниципального строительства.

Учитывая то положение, что данный нормативный акт является базовым для соответствующего муниципального образования, в его содержание, естественно, должны включаться все основные нормы, регламентирующие его организацию и деятельность.

Можно сказать, что перечисленные в п.1 ст.8 ФЗ № 154 положения являются своего рода модельным (типовым) Уставом муниципального образования в РФ.

Итак.какие же положения должны быть указаны в Уставе муниципального образования?

1. наименование муниципального образования.его территория, границы и символы. Если в состав муниципального образования входят территориальные образования, не являющиеся муниципальными (районы, округа, поселки и т.п.), они все должны быть перечислены в Уставе муниципального образования.

2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего муниципального образования. Этот перечень вопросов перечислен в ст. 6 ФЗ № 154, а также в соответствующих законах субъектов РФ. Однако этот перечень касаеюя в целом муниципальных образований. В Уставе же конкретного муниципального образования этот перечень, естественно, закрепляется с учетом особенностей, специфики последнего.

Кроме вопросов местного значения, относящихся к ведению данного муниципального образования, в его Уставе должны быть закреплены также вопросы, относящиеся к ведению соответствующих государственных органов, но законом переданные в ведение органов местного самоуправления.

3. формы, порядок и гарантии непосредств. осуществления населением конкретного муниципального образования местного самоуправления на своей территории. Речь идет о таких прямых формах осуществления местного самоуправления населением, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы, конференции граждан и т.п.

4. виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования. При этом, вначале в Уставе четко закрепляется статус выборного представительного органа местного самоуправления, а затем уже главы муниципального образования и других органов и должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа.

5. экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, перечень объекюв. находящихся в собственности населения данного муниципального образования, порядок управления муниципальной сооственностью, конкретные источники финансовых ресурсов муниципального образования, в частности, местные налоги и сборы, установленные на территории данного муниципального образования.

6. гарантии местного самоуправления на территории данного муниципального образования, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе соц. гарантии.

7. ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования перед населением последнего (выражение недоверия, отзыв и т.п.), перед государством (в том числе перед органами государственной власти соответствующего субъекта РФ) и перед физическими и юридическими лицами в гражданско-правовых отношениях.

Таковы основные положения, которые должны найти обязательное отражение в тексте устава любого муниципального образования. Причем, именно в той логической последовательности, как они указаны в ФЗ № 154.

31.Полномочия ОМС:

исходя из юридической природы полномочий, их можно подразделить на

собственные полномочия и делегированные полномочия.

1) Собственные полномочия - это такие полномочия, которыми наделяются

исключительно органы местного самоуправления, которые собственно

принадлежат им в силу закрепления их в законе, а также в силу того, что с

их помощью решаются вопросы местного значения. В п.З ст. 14 ФЗ ^ 154

записано, что органы местного самоуправления в РФ в соответствии с уставами

муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении

вопросов местного значения. Собственные полномочия органов местного

самоуправления закрепляются в уставах муниципальных образований

на основании соответствующих положений федеральных законов и законов

субъектов РФ.

Государственные органы и их должностные лица не вправе принимать к своему

ведению эти вопросы, то есть осуществлять местное самоуправление, подменять

его.

Собственные полномочия органов местного самоуправления, в свою

очередь подразделяются на собственные обязательные и собственные

добровольные полномочия.

Собственные обязательные - это такие полномочия органов местного

самоуправления, которые прямо законом закреплены за органами местного

самоуправления, и которые они обязаны осуществлять в своей деятельности

самостоятельно, без передачи (делегирования) их кому-либо, в том числе и

государственным органам.

Собственные добровольные полномочия - это такие полномочия органов местного

самоуправления, которые также принадлежат органам местного самоуправления и

используются ими для решения вопросов местного значения.

Однако, в отличие от собственных обязательных полномочий, они прямо в

законе за органами местного самоуправления не закреплены, но и изих

ведения не исключены, кроме того, не отнесены к ведению государственных

органов или других муниципальных органов. Эти полномочия носят добровольный

характер, так как органы местного самоуправления не обязываются каким-либо

законом их реализовывать, но сами добровольно, если на это у них есть

соответствующие материально-финансовые ресурсы могут принять их к своему

ведению, закрепив их соответственно в Уставе муниципального образования.

Что касается первой группы полномочий, то следует прежде всего выделить

исключительные полномочия представительного ОМС, которые закреплены в п.З

ст. 15 ФЗ № 154. К ним относятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального

образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении:

3) принятие планов и программ развития муниципального

образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной

собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и

должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных

уставами муниципальных образований.

Перечисленные полномочия, как указано в законе, относятся исключительно к

ведению представительных органов местного самоуправления. Наряду с ними

органы местного самоуправления наделяются и так называемыми

делегированными полномочиями.

Данный вид полномочий органов местного самоуправления

принципиально отличается от их собственных полномочий. По своей

природе делегированные полномочия - это государственные полномочия, а

не полномочия органов местного самоуправления. Даже в случае их передачи

органам местного самоуправления, они не теряют характера государственных

полномочий и могут быть в любое время возвращены в компетенцию

соответствующих государственных органов. Эти полномочия могут

делегироваться органам местного самоуправления лишь в каждом конкретном

(индивидуальном) случае, иначе говоря, такая передача не должна носить

массового, группового характера, иметь определенные пределы. Для

реализации делегированных полномочий органам местного

самоуправления соответствующими государственными органами должны

быть одновременно переданы необходимые материальные и финансовые

средства, ресурсы, то есть государственные ресурсы. Без этого органы

местного самоуправления вправе не принимать к своему ведению передаваемые

им государственные полномочия. И, наконец, за реализацией этих полномочий

органами местного самоуправления, за расходованием,

использованием переданных им материальных и финансовых средств

прямой- контроль осуществляют соответствующие государственные органы. Иначе

говоря, деятельность ОМС в этой сфере прямо подконтрольна государству.

33.Муниципальная собственность - это отношение между лицами, складывающиеся по поводу принадлежности имущества муниципальному образованию и отчужденности от этого имущества всех других лиц.
Право муниципальной собственности в объективном смысле - это институт отрасли муниципального права, охватывающий систему норм права, регулирующих отношения присвоенности имущества муниципальному образованию и отчужденности от этого имущества всех других лиц.
Право муниципальной собственности в субъективном (узком) смысле - это юридически обеспеченное господство муниципального образования над имуществом, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении им и устранении всех иных лиц от вмешательства в такое господство.
Право признает муниципальное образование субъектом права муниципальной собственности в узком смысле (см. п. 1 ст. 215 ГК РФ, п. 2 ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Однако следует считать население соответствующего муниципального образования первичным субъектом права муниципальной собственности, а органы местного самоуправления - публичными собственниками.
К объектам права муниципальной собственности относят:
1. казну муниципального образования, включающую
а) финансовые средства;
б) землю и природные ресурсы;
в) жилой фонд;
г) нежилой фонд;
д) имущество органов местного самоуправления;
е) объекты коммунального хозяйства и благоустройства;
ж) муниципальные предприятия и учреждения.
2. имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления и за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Казна Имущество, закрепленное за муниципальными
учреждениями и унитарными предприятиями
1) финансовые средства;
2) земля и природные ресурсы;
3) жилой фонд; На праве хозяйственного На праве оперативного
4) нежилой фонд ведения управления
5) имущество органов местного (муниципальные муниципальные
6) объекты коммунального унитарные предприятия) учреждения)
хозяйства и благоустройства;
7) муниципальные предприятия и учреждения.
Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российскрй Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

4. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: