а) общими нормами, относящимися ко всем унитарным предприятиям;
б) нормами, устанавливающими спеку данного их вида.
Основы административно-правового положения установлены нормами ГК РФ, нормами ФЗ от "О государственных и унитарных предприятиях"
Унитарные предприятия учреждаются в зависимости от их собственности уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
Казенное предприятие субъекта РФ учреждается уполномоченным государственным органом субъекта РФ; муниципальное казенное предприятие — уполномоченным органом местного самоуправления.
Казенное предприятие не может распоряжаться принадлежащим ему имуществом без согласия уполномоченного государственного органа или органа мест самоуправления.
Основы правового положения руководителя: 1)Он является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия; 2)назначается собственником принадлежащего ему имущества и ему подотчетен; 3)действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы; 4)совершает сделки от имени унитарного предприятия; 5)утверждает структуру и штаты унитарного предприятия; 6)осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры; 7)издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Г) Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Его влияние на данные предприятия более ограниченно, чем на государственные. Оно, по общему правилу, не решает конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. Решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринимателями, которые имеют значение для государственных органов как правомерные или неправомерные юридические факты.
Управление негосударственными коммерческими организациями имеет своеобразные организационные формы. В этой сфере формируются органы: а) коллективные, имеющие в своем составе лиц, не входящих в "штаты" данной организации, но участвующие в принятии решений с правом решающего голоса; б) коллегиальные органы — организационно и юридически оформленные группы лиц, наделенные определенной компетенцией, включающей, в частности, юридически-властные полномочия (совет директоров, дирекция, и т.д.); в) единоличные — директор, генеральный директор, председатель и др.
Исполнительный орган может быть либо единоличным (директор — генеральный директор), либо одновременно единоличным и коллегиальным (дирекция, правление).
6б.Контроль и надзор в сфере государственного управления
Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования субъектов с целью устранения отклонений от заданных параметров. Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то органы и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства выясняют - недопущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности. И если таковые имеются, то своевременно их устраняют, привлекают виновных к ответственности и т.п. Таким образом, контроль в сфере исполнительной власти - это форма обеспечения законности, которые позволяют контролирующему органу (должностному лицу) активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о способах и сроках устранения нарушения законности. Понятие контроля включает три взаимосвязанных элемента:
a. проверка фактического выполнения самим органом в пределах его компетенции и каждым из его сотрудников планов заданий и т.д.;
b. проверка путей и средств, именно эта сторона контроля позволяет оценить работу конкретного работника с деловой стороны;
c. принятие мер в процессе контроля для устранения недостатков, поощрения или наказания лица. Меры могут применяться самые разные материальные, организационные и т.п.
Проверка исполнения более узкое понятие, чем контроль. Проверка исполнения состоит в проверке выполнения органом или должностным лицом тех актов, которые ими самими изданы и адресованы подчиненным лицам и организациям. Контроль же включает проверку всей деятельности этих структурных подразделений. Эффективный контроль позволяет судить о деловом положении, эффективности закона и его исполнении. На основе полученной информации можно оперативно исправлять недостатки, вносить изменения и дополнения. Контрольная информация играет большую роль в осуществлении задач экономической реформы, совершенствования органов исполнительной власти, определение профессионализма кадров и борьбе с коррупцией. В период реформирования экономических отношений роль контроля была принижена.
Отсутствие контроля в ряде регионов, вылилось в сепаратизм, издание субъектами федерации нормативных актов грубо противоречащих федеральным законам.
26б. Административно - правовой статус общественных объединений