Административно-правовое положение унитарных предприятий определяется

а) общими нормами, относящимися ко всем унитарным предприятиям;

б) нормами, устанавливающими спе­ку данного их вида.

Основы административно-правового положения установлены нормами ГК РФ, нормами ФЗ от "О государственных и унитарных предприятиях"

Унитарные предприятия учреждаются в зависимости от их собственности уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Казенное предприятие субъекта РФ учреждается уполномо­ченным государственным органом субъекта РФ; муниципальное казенное предприятие — уполномоченным органом местного са­моуправления.

Казенное предприятие не может распоряжаться принадлежащим ему имуществом без согла­сия уполномоченного государственного органа или органа мест самоуправления.

Основы правового по­ложения руководителя: 1)Он является единоличным исполнитель­ным органом унитарного предприятия; 2)назначается собственни­ком принадлежащего ему имущества и ему подотчетен; 3)действу­ет от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы; 4)совершает сделки от имени унитар­ного предприятия; 5)утверждает структуру и штаты унитарного предприятия; 6)осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудо­вые договоры; 7)издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуще­ствляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Г) Такие предприятия дей­ствуют в пределах административно-правового режима, независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявля­ется в установлении правовых норм и контроле за их соблюде­нием. Его влияние на данные предприятия более ограниченно, чем на государственные. Оно, по общему правилу, не решает конк­ретных вопросов их учреждения, определения профиля, органи­зации управления. Решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органа­ми, предпринимателями, которые имеют значение для государственных органов как правомерные или неправомерные юриди­ческие факты.

Управление негосударственными коммерческими организаци­ями имеет своеобразные организационные формы. В этой сфере формируются органы: а) коллективные, имеющие в своем соста­ве лиц, не входящих в "штаты" данной организации, но участву­ющие в принятии решений с правом решающего голоса; б) коллегиальные органы — организационно и юриди­чески оформленные группы лиц, наделенные определенной ком­петенцией, включающей, в частности, юридически-властные пол­номочия (совет директоров, дирекция, и т.д.); в) еди­ноличные — директор, генеральный директор, председатель и др.

Исполнительный орган может быть либо единоличным (дирек­тор — генеральный директор), либо одновременно единоличным и коллегиальным (дирекция, правление).

6б.Контроль и надзор в сфере государственного управления

Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования субъектов с целью устранения отклонений от заданных параметров. Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то органы и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства выясняют - недопущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности. И если таковые имеются, то своевременно их устраняют, привлекают виновных к ответственности и т.п. Таким образом, контроль в сфере исполнительной власти - это форма обеспечения законности, которые позволяют контролирующему органу (должностному лицу) активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о способах и сроках устранения нарушения законности. Понятие контроля включает три взаимосвязанных элемента:

a. проверка фактического выполнения самим органом в пределах его компетенции и каждым из его сотрудников планов заданий и т.д.;

b. проверка путей и средств, именно эта сторона контроля позволяет оценить работу конкретного работника с деловой стороны;

c. принятие мер в процессе контроля для устранения недостатков, поощрения или наказания лица. Меры могут применяться самые разные материальные, организационные и т.п.

Проверка исполнения более узкое понятие, чем контроль. Проверка исполнения состоит в проверке выполнения органом или должностным лицом тех актов, которые ими самими изданы и адресованы подчиненным лицам и организациям. Контроль же включает проверку всей деятельности этих структурных подразделений. Эффективный контроль позволяет судить о деловом положении, эффективности закона и его исполнении. На основе полученной информации можно оперативно исправлять недостатки, вносить изменения и дополнения. Контрольная информация играет большую роль в осуществлении задач экономической реформы, совершенствования органов исполнительной власти, определение профессионализма кадров и борьбе с коррупцией. В период реформирования экономических отношений роль контроля была принижена.

Отсутствие контроля в ряде регионов, вылилось в сепаратизм, издание субъектами федерации нормативных актов грубо противоречащих федеральным законам.

26б. Административно - правовой статус общественных объединений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: