Социокультурный статус

Общепризнано, что восприятие и переработка информации осуществляются человеком на основе уже имеющихся в его сознании знаний, ценностей, норм, в меру его общих и специальных способностей. В целом сознание человека, воспринимающего и перерабатывающего информацию, можно представить в виде некоего фильтра, который одни сообщения пропускает полностью, другие деформирует, третьи полностью отбрасывает. С этой точки зрения, сознание читателя может быть рассмотрено как единство трех сторон: совокупности представлений и впечатлений о реальной действительности, в которой данный читатель живет и действует (своеобразный мир реальностей – МР); совокупности социокультурных образцов, то есть его ценностных представлений (идеологических, этических, эстетических и иных ценностей, постулатов, аксиом и т.п. (мир культуры – МК); совокупности знаний, которыми обладает индивид и с помощью которых он объясняет все, что происходит вокруг него (мир знаний – МЗ).

Каждый из этих миров, каждая из этих сторон сознания читателя выступает в качестве особого фильтра восприятия информации и программирует особое требование к журналистскому тексту.

Очевидно, что содержание всех подсистем сознания читателя в значительной мере определяется его принадлежностью к определенной социокультурной системе.

Ч.П.Сноу делил представителей современной, так называемой, западной культуры на две группы, получившие в нашей популярной литературе наименования "физиков" и "лириков", то есть представителей научно–технической интеллигенции и представителей гуманитарной культуры.(Сноу Ч.П. Две культуры. - М., 1973.)

А. Моль также делил потребителей информации на две категории, но уже по иному критерию. Этот автор различает в современной западной культуре два противоположных типа культуры: традиционную "гуманитарную" и "мозаическую".

Гуманитарная культура отличается иерархичностью, упорядоченностью, предполагает выделение некоторых главных предметов для размышления, стремится к созданию своеобразной логичной сети знаний, которая и становится экраном восприятия всех сообщений.

Мозаичная культура – это не сеть, а своеобразный войлок: знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют упорядоченной логической структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает "экрану знаний" определенную плотность, компактность не меньшую, чем у "тканеобразного" экрана гуманитарного образования.

"В мозаичной культуре, – пишет Моль, – знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации".

Принадлежность индивида к тому или иному социокультурному слою влияет на общую установку во взаимоотношениях со средствами массовой информации. Анализ влияния этих установок на процесс получения и переработки социальной информации, позволил исследователям выделить три группы потребителей информации.

1. Люди с духовно–личностной ориентацией.

Характерными признаками представителей этой группы являются следующие: занятия в свободное время носят преимущественно интеллектуально–творческий характер; интересы выходят за рамки практических нужд, групповых норм и профессионального опыта; самостоятельность в духовной жизни, ориентация на науку или искусство; стремление бывать почаще в кино, в театре. Дорог престиж культурного человека. Не терпит штампов. Информированность удовлетворительна. Общественной активностью не выделяется, но к порученному делу относится ответственно.

2. Люди с профессионально–функциональной ориентацией.

Трудовая деятельность связана с организаторскими функциями. Непрерывное общение с людьми. Ориентация на газету, как самый серьезный канал. Думает и разговаривает на языке СМК. В кино и театрах практически не бывает ("не до развлечений"). Общественно активен.

3. Люди с потребительской ориентацией.

Интерес к СМК носит компенсаторный характер (усложнять действительность не любит и ищет прежде всего развлечений). На первом месте по значению СМК стоит телевизор. В целом отношение к потокам информации мало дифференцировано. Выделяется спорт, политика, развлечения. Восприятие пассивное, любит кино, эстрадную музыку. Чаще всего в мнениях ориентируется на малую группу.(См.: Кокорев И.Е. К проблеме типологии аудитории массовой коммуникации. - В кн.: Семиотика средств массовой)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: