Россия переживает сегодня непростой этап своей истории, на котором происходит формирование гражданского общества и осознание его ценностей российским народом. В обществе постоянно дебатируются вопросы о духовных и либеральных ценностях, о демократии и «национальной идее», о путях развития государства и общества, о роли религии и месте церкви в обществе.
В постсоветской России религия становится важным фактором общественной жизни. В то же время, поскольку мы живем в информационном обществе, образ религии в значительной мере формируется средствами массовой информации, определяя восприятие религии обычными людьми и оказывая значительное влияние на место религии в обществе.
Общепризнано, что религия играет важную роль в формировании нравственных и других основополагающих ценностей, определяющих духовное измерение общества и личности. Гражданское общество гарантирует множество свобод, в том числе свободу вероисповедания, однако любая религия налагает на своих последователей собственные ограничения, которые нередко вступают в конфликт с либеральными свободами. В деле разрешения (или, напротив, усугубления) подобных проблем решающая роль принадлежит средствам массовой информации, поэтому столь важно обсуждение возможных способов взаимодействия СМИ, религии и гражданского общества.