Акустика речи

Акусти́ческая фонетика — самостоятельная научная дисциплина, возникшая на стыке лингвистики, физики и биоакустики, изучающая физические свойства речевого сигнала. В рамках данной дисциплины исследуются акустические характеристики звуковых средств языка, а также связь между артикуляцией и её аэродинамическими и акустическими свойствами. Акустический раздел фонетики имеет особое значение для приложений, в которых разрабатываются технические средства анализа речевого сигнала, и для речевых технологий. Акустическая фонетика опирается на ряд базовых физических понятий, относящихся к учению о колебаниях. Благодаря знанию общих законов, управляющих колебаниями, акустическая фонетика оформилась в самостоятельную научную дисциплину (середина 1940-х годов), представляющую собой одну из самых разработанных разделов фонетической науки. Центральной областью исследований данной дисциплины является акустическая теория речеобразования, изучающая связь между органической фазой артикуляции и акустическим результатом артикуляционных процессов.

Акустика— наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием. Акустика является одним из направлений физики (механики), исследующее упругие колебания и волны от самых низких (от 0 Гц) до высоких частот.

Термин «акустика» в 1701 году впервые использовал Жозеф Савёр.

19. Строение речевого аппарата состоит из трех основных частей: легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея). Гортань с голосовыми связками. Система воздушных полостей, расположенных над гортанью (глотка, носоглотка, рот, нос).

Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – дети учатся на примере речи родителей, воспитателей и своих сверстников.

Первая часть строения речевого аппарата подает струю воздуха, необходимую для образования голоса и звуков речи. Во второй части образуется голос. Третья часть выполняет двойную функцию: она является резонатором, усиливающим звук голоса, в ней образуются звуки речи. Получаются они в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть.

Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое нёбо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть — подниматься и опускаться. Начиная говорить, мы выдыхаем из легких воздух, который по трахее (дыхательному горлу) проходит в гортань. При обыкновенном дыхании или при произнесении звуков, образуемых без участия голоса, голосовые связки широко раскрыты, и воздух свободно проходит через гортань. Когда же голосовые связки сближа-ются или смыкаются, они преграждают путь выдыхаемому воздуху. В этом случае выталкиваемый из легких воздух с силой прорывается между связками и заставляет их дрожать, вибрировать, в результате чего возникает голос.

Строение речевого аппарата зависит от положения языка и губ, если струя воздуха свободно выходит через рот, то, получаются различные гласные звуки, при которых к голосу не примешивается никаких шумов.

Если с помощью языка и губ во рту образуются различные преграды, выдыхаемый воздух трется о них или разрывает их, отчего получаются шумы. Такие шумы в соединении с голосом или без него образуют согласные звуки.

В русском языке имеются шесть гласных звуков: и, э, а, о, у, ы. При произнесении гласных и, э передняя часть спинки языка поднимается вперед и вверх, поэтому они называются передними. При произнесении гласных о, у задняя часть спинки языка (или корень языка) поднимается назад и вверх, поэтому они называются задними. При произнесении гласного ы поднимается средняя часть спинки языка, поэтому он называется средним. При звуке, а язык не поворачивается. В образовании о, у помимо языка принимают участие губы, которые заметно сближаются и округляются при произнесении этих звуков. Поэтому гласные о, у называются губными, остальные гласные негубные. Согласных звуков в русском языке значительно больше, чем гласных: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. В зависимости от преграды шум при произнесении согласных получается разный. Если имеется полная смычка, то струя воздуха взрывает эту смычку, отчего получается мгновенный шум, такие согласные называются смычными или взрывными: б, п, д, т, ц, ч, х, к. Звуки м, н, являются смычными (при м сомкнуты губы, а при н кончик языка прижат к верхним зубам), при них воздух свободно выходит через нос благодаря опущенному мягкому нёбу. Они называются носовыми. Если преграда образуется в виде узкой щели, то получается шум от трения воздуха, непрерывно выходящего из гортани, о края этой щели. Такие согласные называются щелевыми: в, ф, з, с, ж, ш, л, х, щ. Звуки ж, ш, ч, щ, по тому, как они воспринимаются на слух, называются шипящими, а з, с, ц — свистящими. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные произносятся при участии голоса, глухие — без голоса. Звонкими являются звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р; глухими: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Некоторые звонкие и глухие образуют пары: б-п, д-т, г-к, ж-ш, з-с. Звуки л, м, н, р не имеют парных глухих в русском языке, они называются сонорными (звучными). Звуки ц, ч, щ не имеют звонких звуков.

Многие согласные русского языка могут быть и твердыми, и мягкими лук (л – твердый) и люк (л – мягкий), кон (н – твердый) и конь (н – мягкий). Согласные ч, щ всегда мягкие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: