К успеху в баттерфляе

»•

Многие спортсмены и тренеры очень долго помнят од­ни заплывы и быстро забывают о других. Для меня таким незабываемым заплывом был финал на дистанции 200 мет­ров баттерфляем на Олимпийских играх 1964 года в Токио. Он остался в моей памяти как одно из самых радостных событий — 2 минуты невиданного напряжения, закончив­шегося чудесным чувством личной удовлетворенности и торжества.

История началась за шесть лет до этого. Кевин Берри проиграл соревнования баттерфляем на дистанции 50 мет­ров, потому что постоянно оглядывался на соперников.


На меня произвела большое впечатление его сила, и, на­чиная с этого дня 1958 года, мы настроились на Токио, на золотую медаль на дистанции 200 м. В этот период Кевин был увлечен вольным стилем и проиграл мне множество мороженого в различных пари, связанных с его выступле­ниями в этом виде плавания. Он пробовал и брасс, где его техника была на грани дисквалификации, иногда вы­игрывал, но вскоре отказался от брасса и никогда больше в нем не стартовал. У Кевина бывали задержки в росте результатов, по я верил в его целеустремленность и уди­вительную способность всегда быть преданным своему делу.

Итак, финальный заплыв в Токио, который заставил вскочить со своих мест 13 тысяч зрителей, значил для ме­ня больше, чем обычный олимпийский финал. Он был кульминацией шести лет работы, оценкой правильности наших методов тренировки. На меня всегда производила впечатление та легкость, с которой Берри бил мировые рекорды, но я понимал, что этот старт будет сложнее, чем любой рекордный заплыв. Пловец должен был преодолеть психологический барьер, который возник в результате вы­игрыша американцами в Токио одного финального заплы­ва за другим (главным соперником Берри в числе многих сильных пловцов был Карл Роби, у которого он ни разу не выигрывал). Результаты Роби в тренировках были лучше, чем у Берри, и предсказания специалистов, что Роби продолжит успех американских пловцов победой в баттерфляе, оказывали дополнительное психологическое давление на Берри.

Наш тактический план состоял в том, чтобы продер­жаться сзади на первых двух отрезках, выйти вперед на третьем и закрепить победу на финальном отрезке дистан­ции. Точно так же, как и у О'Брайена в финальном заплы­ве на 200 метров брассом, этот план был выполнен почти точно. Результат в финале был несколько ниже, чем мы предполагали. Мы рассчитывали на 2 минуты 5 секунд с небольшим, но Кевин проплыл за 2.06,6. Кинофильм по­казал, что Кевин вплотную приблизился к Роби и его то­варищу по команде Фреду Шмидту в конце первой сто­метровки (слишком рано), ушел от них на третьем отрез­ке и сумел сохранить преимущество примерно на длину туловища перед бурно финиширующим Роби.

Значение первой победы Берри над Роби было велико.

Я радовался этой победе еще и потому, что в подго-


Берри я несколько отошел от методов известного

лканского тренера Джима Каунсилмена, предпочитая

амер плавания, использовавшуюся Биллом Йорзиком

Ггренером Редом Сильва на Олимпийских играх

?9Года, когда йорзик выиграл золотую медаль.

Наверное, я должен описать идеи Каунсилмена, а так­же изложить свой взгляд и обосновать его. В этом случае читатель может сделать свой выбор. Разница в наших взглядах касается основ дыхания, положения тела, движе­ния плеч.

СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ ДЫХАНИЯ В БАТТЕРФЛЯЕ

Положение бедер в обоих вариантах техники высокое и в противоположность общепринятому мнению не «пры­гающее» во время гребков. Бедра удерживаются на одном уровне. Естественное движение в вертикальной плоскости отмечается тогда, когда бедра слегка опускаются в мо­мент подъема головы для вдоха. Американские пловцы (как считает Каунсилмен) держат плечи на поверхности воды, обеспечивая вдох только движением головы. Это выполняется в соответствии с техникой дыхания в кроле и брассе, где во время вдоха допускается только движение головой. Когда же вдох заканчивается, голова возвращает­ся в исходное положение. Плечи все время остаются срав­нительно неподвияшыми. И хотя другие тренеры, включая моего соотечественника Форбса Карлайла, добились боль­ших успехов, применяя эту, рекомендованную Каунсил-меном, технику, я считаю, что подобное сковывание плеч лишает пловца возможности развить полную мощность в гребке. Описываемая техника дыхания не трудна, и* успех приходит довольно быстро. Молодые пловцы легко овла­девают ею, потому что нужно поднимать только одну го­лову.

Техника дыхания, которую я применял, готовя Кевина

Ьерри и Невилла Хейеса, отличалась тем, что во время

вДоха плечи слегка поднимались и опускались, а движе-

ие головы было уменьшено. Кроме того, вдох производил-

я довольно поздно. Поднимание и опускание плеч позво-

ло полнее подключить их к гребковым движениям

овца в воде. Мне бросилось в глаза, что Берри, Райкер,

эк и другие спортсмены, плывшие баттерфляем в этой

 

неРе, выполняли движения более естественно, свобод-


но. Они с легкостью делали то, что другим удавалось с трудом. Я, наверное, был неправ, обучая всех моих плов­цов этой технике баттерфляя, и особенно Хейеса, который был, очевидно, идеально приспособлен к более плоскому положению тела в воде. Возможно, наличие специальных знаний могло бы помочь мне тогда успешнее решить эти серьезные проблемы.

Я считаю, что многие пловцы могут использовать тех­нику плавания Берри с большим успехом, хотя у меня и нет научных доказательств этого. Эта техника не самая скоростная для коротких отрезков, но она, безусловно, становится более эффективной с увеличением длины ди­станции.

Американец Карл Роби произвел на меня большое впе­чатление прекрасно отработанной техникой «плоского» баттерфляя. Он мог очень легко проплыть 200 метров с результатом 2 минуты 8 секунд, но пройти быстрее, «пре­одолеть себя», «выложиться» по-настоящему, казалось, он был неспособен. Может быть, это зависело не только от техники плавания. Однако, если вы хотите серьезно изу­чить технику плавания баттерфляем, обратитесь к опыту этого пловца.

Развитие баттерфляя по-настоящему началось с Олим­пийских игр 1956 года. Результаты в баттерфляе росли так быстро, что многие поверили в то, что вскоре он ста­нет самым быстрым способом плавания. Я не согласен с этим. Хотя результат Йорзика на Олимпийских играх 1956 года на дистанции 200 метров 2 минуты 19,3 секунды давно и намного превзойден, я все же уверен, что положе­ние тела в баттерфляе не дает возможности так же эф­фективно использовать силу пловца, как это позволяют попеременные движения в кроле. Баттерфляй требует от пловца большой физической силы для продвижения тела вперед. Это, вероятно, одна из причин, почему американ­цы придерживаются своего варианта техники. Не следует забывать, что баттерфляй самый молодой способ плава­ния и, вероятно, имеет больше возможностей к совершен­ствованию, чем кроль. К тому же международные прави­ла несколько ограничивают наши поиски в совершенство­вании техники этого способа плавания. Можно считать, что мы исчерпали почти все возможности.

Однако дальнейшие поиски, проводимые тренерами в спортсменами, или какие-либо изменения правил, касаЮ' щиеся техники, могут привести к дальнейшему развитию


этого способа плавания. В настоящее время баттерфляй остается вторым по скорости способом.

Я разработал технику баттерфляя, успешно применяв­шуюся Берри, весьма случайно, после моей поездки в Америку в 1959 году. Я думал, что копирую технику, ко­торую Каунсилмен поставил Майку Трою — чемпиону Олимпийских игр 1960 года. Подобную технику применял также Дэвид Джилландерс, третий призер этих игр. В действительности же я усовершенствовал технику Йор­зика. Кроме Берри и Райкера я встретил только одного пловца, который применял эту же технику. Это был Иан Блэк, одаренный пловец из Шотландии. Очень жаль, что этот пловец отнесся к баттерфляю без должного упорства. Он мог бы стать одним из выдающихся баттерфляистов.

Баттерфляй очень динамичный способ плавания, Вна­чале он развивался как скоростная разновидность брасса. В 1936 году Джек Кэлси из Мичиганского университета, используя баттерфляй, установил мировой рекорд на ди­станции 200 ярдов. Во время Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки все участники заплывов брассом использова­ли баттерфляй. В финале выиграл австралиец Джон Дэ-вис. Он выполнял движения ногами брассом. Тот факт, что все участники финала игнорировали технику классическо­го брасса и плыли баттерфляем, побудил технический ко­митет ФИНА объявить о разделении брасса и баттерфляя на два самостоятельных способа плавания. Новые прави­ла ФИНА разрешили при плавании баттерфляем «выпол­нять одновременное движение ногами в вертикальной плоскости вверх-вниз-вверх», что облегчило баттерфляи-стам согласование движений руками с дельфиньим дви­жением ног.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: