Предпочтительнее позиция либерального подхода

Экономическая интеграция возможна только на этапе экономического союза, когда происходит взаимопроникновение национальных хозяйств, изменяющее их структуру. Основной проблемой региональной интеграции является определение оптимального соотношения национальных программ хозяйственной политики с обеспечением выгод, вытекающих из международного сотрудничества. В данном случае для полной интеграции важно не только обеспечение свободы на пути перемещения товаров и факторов производства, но и координация экономической политики. Высшей стадией региональной экономической интеграции может стать рациональная хозяйственная структура всего интегрированного региона.

3. Регулирование внешнеэкономических связей осуществляется административными и экономическими методами:

Административные методы. Для регулирования ВЭД государст­венные органы издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партне­ров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постанов­ления, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встреч­ных экспортных операций, и много других законодательных актов.

Экономические методы. Прямое финансирование экспортного производства осуществляется в виде выплачиваемых компаниями дотаций из бюджета на покрытие разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения гарантированных прибылей.

Наиболее широко практикуется субсидирование государством расходов компаний на ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в экспортном производстве.

Косвенное финансирование экспортного производства осуществ­ляется через частные банки, которым правительства выделяют спе­циальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам. Други­ми методами косвенного финансирования является возврат экспорте­рам пошлин, уплачиваемых при импорте сырья.

Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными метода­ми. Весьма распространено прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли. Разновидностью таких привилегий является налоговый кредит-отсрочка от уплаты налога с экспортной выручки.

Право на самоопределение, на абсолютный суверенитет над природным богатством и ресурсами; демократическое управление и подходы к вопросам развития, основанные на защите прав человека; международная солидарность и глобальное управление; а также социальная справедливость, особенно в аспекте нищеты, прав женщин и коренных народов. Эти принципы также исследуются применительно к вопросам гуманитарной помощи, долговых обязательств, торговли, передачи технологий, интеллектуальной собственности, доступа к медицинскому обслуживанию, изменений климата, а также устойчивого развития в контексте международного сотрудничества, солидарности и глобального партнерства в целях развития.

Принцип невмешательства в международном праве теснейшим образом связан с государственным суверенитетом. Принцип государственного суверенитета предполагает обязанность каждого государства воздерживаться от какого бы то ни было вмешательства во внутренние дела, других государств. Любое вмешательство одного государства во внутренние дела другого означает ни что иное, как посягательство на его политическую и экономическую независимость, поэтому оно несовместимо с общепризнанными нормами международного права.

6. В п. 4 ст. 15 включены две оговорки-отсылки к между­народному правопорядку.

Первая: «Общепризнанные принципы и нормы международно­го права и международные договоры Российской Федерации явля­ются составной частью ее правовой системы». Это не что иное как оговорка, поскольку без соответствующего законоположения отечественный правоприменитель должен был бы исходить из того, что на территории России действует исклю­чительно национальное законодательство.

Вторая: «Если международным договором Российской Федера­ции установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Оговорка устанавливает изъятие из общего правила, включаю­щего международные принципы и нормы в систему российского законодательства путем наделения высшей юридической силой именно международные договорные нормы в сравнении с другими нормами как системы международного права, так и системы российского права, одновременно ограничивая сферу действия и меж­дународного права, и национального законодательства.

7. Бельгия предъявила претензию к Испании в связи с принятыми некоторыми органами Испании в 1948 году решениями по делу о банкротстве компании «Барселона трэкшн, лайт и пауэр лимитед». «Барселона трэкшн» была канадской компанией, акционерный капитал которой в значительной степени принадлежал бельгийским подданным. Правительство Бельгии требовало возмещения за ущерб, нанесенный ее подданным, однако в вынесенном в 1970 году решении Международный Суд постановил, что Бельгия не обладает для этой цели процессуальной правоспособностью.

8. Суть протекционизма состоит не в организации защиты отечественного бизнеса раз и навсегда, не в постоянном и тотальном ограждении его от иностранной конкуренции, а в тщательном создании условий подготовки его к глобальной конкуренции. Так было всегда, но особенно актуальным стало в современных условиях глобализации экономики.

Демпинг представляет собой продажу товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке. Иначе демпинг можно определить как ценовую дискриминацию между национальными рынками. Это определение теоретически охватывает и ситуацию, в которой производитель продает товары на своем национальном рынке по цене ниже, чем за границей, и ситуацию, в которой он продает товары на национальном рынке по цене выше, чем на экспортных рынках, однако в начале двадцатого столетия было закреплено, что только вторая ситуация может вызывать проблемы в импортирующей стране.

Основная цель демпинга - завоевание новых иностранных рынков сбыта, наводнение их своими дешевыми товарами, более конкурентоспособными по сравнению с продукцией внутреннего производства.

Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и создает атмосферу торговой войны.

10. МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». Финансовые ресурсы Фонда формируются главным образом за счет подписки («квот») его государств-членов. Квоты определяются по формуле, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов

Банки проводят операции на международных валютных и кредитных рынках в целях обеспечения потреб­ностей участников внешнеэкономического оборота, по их по­ручению выполняют платежи за границу, оказывают услуги по кредитованию. Для создания в России банков с иностран­ным участием требуется лицензия Центрального банка Рос­сии. Доля участия иностранного капитала в банковской сис­теме страны не может превышать, согласно установленному лимиту, 12%.

В основе функционирования международного коммерческого арбитража лежит арбитражное соглашение спорящих сторон. Арбитражное соглашение - это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет.

В международной практике известны два вида третейских судов: так называемые изолированные и постоянно действующие (институционные). Изолированный третейский суд создается сторонами специально для рассмотрения конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также название третейского суда ad hoc (буквально - "для этого", т.е. для рассмотрения данного дела).
В отличие от третейских судов ad hoc постоянно действующие третейские суды создаются при различных организациях и ассоциациях, при торгово-промышленных и торговых палатах. Их часто называют арбитражными центрами.

Характерным для постоянно действующих арбитражей является то, что каждый из них имеет положение (или устав), свой регламент или правила производства дел, список арбитров, из которых стороны выбирают арбитров для конкретного разбирательства.
Существует более 100 постоянно действующих арбитражей. В Европе наибольшим авторитетом пользуются арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, арбитражные суды в Лондоне и Цюрихе.

В отличие от государственной судебной системы создание третейских судов в области международной торговли не может быть связано с существующим в каждой стране административным делением и с наличием определенных ведомственных структур. Не нужно в каждой стране или в каждом регионе создавать свой постоянно действующий международный третейский суд. Учредить формально такой суд можно, но в литературе обращалось внимание на то, что необходимы определенные предпосылки и длительное время, для того чтобы такой третейский суд смог реально осуществлять свои функции. Известные арбитражные центры обладают определенными преимуществами для сторон. Организация процесса и выбор состава арбитражного суда в каждом случае зависят лишь от желания самих сторон, которые могут в рамках механизма какого-либо международного арбитража, например при Международной торговой палате в Париже, свободно назначить место и язык разбирательства, а также определить процедуру разбирательства. Хотя штаб-квартира суда находится во Франции, более 80% всех заседаний по рассмотрению конкретных споров проводится в других странах.
В дальнейшем прогнозируется расширение предметной компетенции третейских судов, прежде всего постоянно действующих, так называемых институционных.

Если государство заключило арбитражное соглашение с иностранным юридическим или физическим лицом в отношении возможных споров по какому-либо контракту (коммерческой сделке), то это означает, что оно не сможет ссылаться на иммунитет при рассмотрении спора не только в арбитраже, но и в суде другого государства, если этот суд в соответствии со своей компетенцией будет рассматривать спор о действительности арбитражного соглашения. Наличие арбитражной оговорки должно в отношении подчинения государства юрисдикции общих судов пониматься таким образом, что оно дает согласие на рассмотрение в таких судах лишь вопросов о действительности или толковании арбитражного соглашения, арбитражной процедуры; или отмены решения арбитража, если соответствующий суд обладает компетенцией на рассмотрение вопросов такого рода. Такой вывод следует из проекта статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, подготовленных Комиссией ООН по международному праву. Наличие арбитражного соглашения не означает само по себе, что государство отказалось в отношении иммунитета от предварительного обеспечения или принудительного исполнения решения арбитража, осуществляемого с помощью суда.
Как и в других областях международного частного права, существенное значение для регулирования соответствующих отношений, касающихся арбитража, имеют многосторонние конвенции. К ним относится Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (Нью-Йоркская конвенция).

Для развития национального законодательства в области арбитража и обеспечения определенного разнообразия в выборе сторонами контракта процедуры арбитражного разбирательства существенное значение имеет Типовой закон о международном торговом арбитраже, принятый в 1985 г. ЮНСИТРАЛ.

Современная доктрина международного права считает, что национализация, экспроприация и другие подобные им меры изъятия иностранной собственности не являются нарушением международного права. Считается аксиомой, что каждое суверенное государство в пределах своей территории осуществляет собственный суверенитет.

Как следствие, международное право признает, что право регулирования отношений к собственности, установление экономической и социальной системы, согласно нуждам государства, входит во внутреннюю компетенцию каждого государства. Следовательно, вопросы компенсации при национализации и других аналогичных форм изъятия иностранной собственности регулируются национальным законом. В связи с этим следует отметить, что иностранные инвестиции, как правило имея частноправовой характер, нуждаются одновременно как в национально-правовом, так и в международно-правовом регулировании.

Нынешняя тенденция по вопросу компенсации развивается в направлении учета реальной стоимости экспроприируемого или национализируемого имущества. Безусловно, не все меры по экспроприации или национализации обязательно сопровождались такой компенсацией.

правовым основанием для выплаты компенсации за национализированное (экспроприированное) имущество может выступать акт национального законодательства, содержащий соответствующие положения, либо международный договор. Двусторонние инвестиционные договоры предоставляют гарантии от национализации и экспроприации физическим и юридическим лицам, выступающим в качестве иностранного инвестора на территории государства-реципиента, а также содержат условия выплаты возмещения при принудительном изъятии иностранных инвестиций. Международное право признает, что принимающее инвестиции государство не обязано выплачивать компенсацию на основе критерия надлежащей компенсации и может ее сократить, если меры принимаются государством как санкция, применяемая по отношению к иностранному инвестору, который нарушил законодательство, действующее на момент принятия указанной меры, если такое нарушение установлено в судебном порядке. При этом выплата государством компенсации не в полном объеме в соответствии с п. 9 разд. IV Руководства по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР не является нарушением международного права.

Согласно международному праву основания для компенсации наступают, когда имеет место лишение собственника его основных прав. При этом мера государственного регулирования считается экспроприацией, когда она существенно уменьшает экономические права инвестора путем превращения их в бесполезные. Международное право признает, что принимающее государство может сократить компенсацию, если меры принимаются как санкция по отношению к иностранному инвестору, нарушившему законодательство. Таким образом, правовым основанием для выплаты компенсации за национализированное (экспроприированное) имущество может выступать акт национального законодательства, содержащий соответствующие положения, либо международный договор

За последнее время Россия заключила десятки двусторонних инвестиционных соглашений (ДИС) с иностранными государствами, в которых регулируются различные вопросы, в том числе, вопросы национализации. Характерными для указанных договоров являются обязательства не подвергать национализации или иным мерам, равным по последствиям национализации, капиталовложения инвесторов другого договаривающегося государства, за исключением случаев, когда данные меры принимаются в общественных и (или) государственных интересах, в установленном законодательномпорядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

В целом главной задачей в правовой защите иностранных инвестиций является создание международно-правовых гарантий от направленного применения принудительных мер по изъятию иностранных инвестиций.

Изъятие иностранных инвестиций является законным, если оно соответствует определенным требованиям. К ним относятся:

- требования о публичной цели изъятия;

- требования в том, чтобы отсутствовала дискриминация;

- требование о том, чтобы изъятие сопровождалось уплатой компенсации;

- требования о должном порядке установления, проверки и оплаты компенсации.

В настоящее время в теории и практике наиболее острыми являются: требования о публичной цели изъятия, требования о том, чтобы изъятие сопровождалось уплатой компенсации и требования о должном процессе установления и проверке оплаты компенсации.

Большинство двусторонних инвестиционных соглашений (ДИС) используют традиционное правило, что компенсация должна быть «адекватной, быстрой и эффективной». Эта формулировка, известная как «формула Халла». Она впервые была предложена Соединенными Штатами. В настоящее время она встречается в примерных ДИС, разработанных Россией, США, Великобританией и др.

Если «формула Халла» не детализируется в ДИС, то она может подниматься по-разному, в зависимости от того, что вкладывается в содержание «адекватная», «быстрая» и «эффективная». Поэтому во многих ДИС представлены определения этих терминов.


15. Страна происхождения товара – государство А.

Метод снижения степени тарифной защиты рынка может

быть представлен следующей формулой:

Т1 = a х Т0,

где: Т0 – исходная ставка таможенной пошлины,

Т1 – уровень ставки таможенной пошлины после снижения,

a – коэффициент снижения ставок таможенных пошлин, величина

которого меньше 1.

Таким образом, ставка - 34%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: