В соответствии с Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (далее — Закон от основах муниципальной службы) муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Правовое положение муниципального служащего характеризуется следующими признаками:
1) обязательная принадлежность к российскому гражданству. Уже одно это обстоятельство отличает кандидата в муниципальные служащие от претендента на выборную муниципальную должность (главы муниципального образования, депутата). Избирательное законодательство допускает к участию в местных выборах иностранных граждан (при соблюдении установленных условий);
2) муниципальные служащие занимают муниципальные должности, не являющиеся выборными. Глава муниципального образования, депутаты представительного органа местного самоуправления, как и муниципальные служащие, принадлежат к категории лиц, занимающих муниципальные должности. Но способ замещения таких должностей у них различен. Выборные муниципальные должности замещаются в результате выборов, а также на основании решений представительного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав этих органов в результате выборов. Муниципальные служащие свои должности занимают путем заключения трудового договора. Их должности назначаемые;
3) муниципальные служащие выполняют обязанности по должности муниципальной службы, не являющейся выборной. Следовательно, глава муниципального образования, депутат представительного органа не обладают статусом муниципальных служащих. Их деятельность не является муниципальной службой, а статус регулируется не федеральным законом об основах муниципальной службы, а специальным федеральным и региональным законодательством о статусе глав муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления;
4) для муниципальных служащих муниципальная служба выступает профессиональной деятельностью, выполняемой на постоянной и возмездной основе;
5) муниципальные должности устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы'. В отличие от них выборные муниципальные должности определяются Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований;
6) к муниципальным служащим предъявляются квалификационные требования, установленные федеральным и региональным законодательством и принятыми в соответствии с ними нормативными документами органов местного самоуправления. Законы субъектов Федерации включают в разряд квалификационных требований стаж и опыт работы по специальности, уровень профессионального образования с учетом специализации по должности, а также степень знаний действующего законодательства. Этот фактор также позволяет провести различия между муниципальными служащими и лицами, замещающими выборные муниципальные должности;
7) муниципальные служащие, замещающие назначаемые муниципальные должности, призваны обеспечивать исполнение органами местного самоуправления своих полномочий. Лица, находящиеся на выборных муниципальных должностях, сами решают вопросы местного значения. Функциональная дифференциация служит важным критерием классификации муниципальных должностей;
8) срок пребывания на выборной должности определяется уставом муниципального образования. Срок полномочий муниципального служащего устанавливается условиями трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.