Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ст. 27 Закона 2003 г.).
Границы территории, на которой осуществляется общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению граждан, проживающих на данной территории. Согласно законодательству общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд жилого многоквартирного дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов, жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и на иных частях территории поселения. Закон 2003 г. снижает уровень самоуправления, что свидетельствует о стремлении распространить эту форму на максимальное число жителей муниципального образования.
ОТОС являются органами общественной самодеятельности граждан, назначение которых состоит в активизации самоуправленческого потенциала людей, решении отдельных бытовых, хозяйственных вопросов.
|
|
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным муниципальным органом. Порядок регистрации устава определяется в свою очередь уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. В уставе территориального общественного самоуправления фиксируются: территория, на которой оно осуществляется; цели, задачи, формы и основные направления деятельности; порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий ОТОС; порядок принятия решений; порядок приобретения имущества, его использования; порядок прекращения территориального общественного самоуправления. Федеральное законодательство запрещает выдвигать дополнительные требования к уставу общественного самоуправления.
Предусматривается право территориального самоуправления на обладание статусом юридического лица. Оно подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Если в большинстве случаев граждане реализуют право на участие в решении вопросов местного значения посредством различных форм прямой демократии, по достижении 18-летнего возраста, то участниками собраний, конференций по проблемам осуществления территориального общественного самоуправления становятся лица, достигшие 16 лет. Законодательно установлено, что такое собрание правомочно при условии участия в нем не менее половины жителей соответствующей территории, а конференция — если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов. Они должны в свою очередь представлять не менее половины жителей территории общественного самоуправления (ч. б ст. 27 Закона 2003 г.).
|
|
Закон формулирует исключительные полномочия собраний, конференций граждан, осуществляющих общественное самоуправление. К ним относятся: установление структуры ОТОС;
принятие устава территориального общественного самоуправления; избрание ОТОС; определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления; утверждение доходов и расходов территориального общественного самоуправления; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности ОТОС.
Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан, могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территорий, иную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан. Они вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов.
ОТОС вправе финансироваться как за счет собственной хозяйственной деятельности, так и за счет средств местного бюджета.