Местное государственное управление 1917 – 1993 гг. в конституциях страны

После победы вооруженного восстания в Петрограде II Всероссий­ский съезд Советов отстранил от власти Временное правительство и пе­редал власть Советам. Следовало ожидать после этого, что органы мест­ного самоуправления быстро уйдут в историческое прошлое. Но этого не произошло. Процесс принял весьма затяжной характер. Сущность его состоит в противоборстве Советов и земских учреждений.

Советы рабочих и солдатских депутатов и местные земские органы олицетворяли соответственно два противоположных пути развития рево­люции. Первые - революционно-демократический, а затем и пролетар­ский; вторые - буржуазный.

История, как уже отмечалось, зафиксировала различное наимено­вание Советов: Советы рабочих депутатов. Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов. Советы казачьих депутатов, Советы матросских депутатов. Затем произошло объединение отдельных Советов в Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В стра­не сложилась единая система Советов, в которой нашел организацион­ное оформление принцип диктатуры пролетариата - союз рабочего класса и крестьянства при руководящей роли рабочего класса. Название Советов было закреплено вначале в Конституции РСФСР 1918 г. Вся власть в стране в центре и на местах, говорилось в первой Советской Конституции, принадлежит Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Всю систему Советов возглавлял Всероссийский съезд Советов. Органами Советской власти на местах являлись областные, гу­бернские, окружные, уездные, волостные съезды Советов, городские и сельские Советы. Система органов государственной власти строилась на основе принципа демократического централизма.

В 1937 г. в Конституции РСФСР название Советов преобразуется. Они стали называться Советами депутатов трудящихся. Затем Консти­туция РСФСР 1978 г. вводит понятие Советы народных депутатов, ко­торые действовали до октября 1993 г., когда Указом Президента Рос­сийской Федерации они были упразднены.

Были ли Советы органами местного самоуправления в период 1917— 1990 гг.. Правовые акты, регулировавшие их организацию и деятель­ность, свидетельствуют, что таковыми они не были. Они представляли собой систему органов государственной власти на местах и решали во­просы как местного, так и государственного характера на основе прин­ципа соподчиненности.

В свою очередь местное самоуправление построено на принципе са­мостоятельности и относительной автономии, имеет свою систему ор­ганов и наделено определенной компетенцией. Советы же имели неза­висимо от уровня сходную компетенцию. Поэтому их нельзя назвать органами местного самоуправления.

20. Местное самоуправление в 988 - 1497 гг Принятие кристьянства в 988г оказало ощутимое влияние на русское общество. К субьектам МСУ (производственной и территориальнойобщине) прибавилось монастырское и церковное самоуправление. В Пскове например духовенсто нескольких церквей объединялись в собор который избирал 2-х церковных старост. Экономическую основу МСУ составляло производство, общинами были небольшие производств-е и торговые коллективы. В то время законодательно закрепили имуществ-й ценз, т.е. управлять делами общины мог тото кто имеет опред-е имущество и входит в произв-ю, купеч-ю и др общину.Формы осуществления МСУ остались теми же что и до крещения, 1)Сохронилось Вече, деятельность которого носила соподчиненный характер на нем решались наиболее важные вопросы жизни общин и имеющие общегородское значение, 2) Вече выбирало должн. Лица (старосты улиц, общин, сельские волостные) выступали в роли исполнителей воли Вече. Устраивали работы по благоустройству, надзор за порядком, регистрировал сделки на дома, землю, учет жителей, иногда распоряжались денежными средств-ми. Складывалась фин система древн Руси.общины платили дань в казну старших городов, были пошлины на торговые операции, организацией сбора пошлин выступали органы МСУ, часть налогов оседала на местах. В период нашествия монголо татар. Внутреннее устройство земщины оставалось прежним и Отношения МСУ и князей не менялись вплоть до середины 14 век когда резко усилилось положение князей, которые сосредоточили в своих руках большие земли, в 15 веке значение МСУ на столько уменьшилось что решало само только распределение податей в своей общине. Князь не советовался при установлении податей и общины попали под двойной гнет ханов и князей. Татаро монголы внесли изменения в структуру власти И вече старшего города утратило своё объединяющее значение, это привело к разобщению словянских общин из-за упразднения народного представительства, разобщенный народ был не опасен татарам. Свободное распоряжением результатами труда исчезло. Земля в основном перешла в собственность князей. Лишь слабые проявления деятельности МСУ были в Новгороде и Пскове где влияние татар мыло меньше.

21. Местное самоуправление в 1497-1785 гг. в этом периоде сначала наметились тенденции к развитию МСУ а потом к свертыванию. В Новгороде и Пскове до их присоединения к Московскому ГОс-ву, действовала вечевая форма самоуправления, господствовала непосредственная и представительная демократия, решались вопросы: развития производства, строительства, мощение улиц, сельск хоз-ва. Исполнительная власть организовывало выполнения решений принятых на вече сходах собраниях. В московском гос-ве во время ивана4 появился специальный орган, земский приказ который осуществлял надзор за всеми местными делами, Основой местного общинного самоуправления были уезды мал города, волости, слободы, общины обьденялись как правило по эконом-м интересам. В начале 16 века наблюдался подьем производства и товарно денежных отношений, общины объединялись для решения больших промышленных задач.Т.е производственное самоуправления стало основой для развития крупной промышленности. НО было время когда производство оказывалось в тяжелом состояние (опричнина, смута, массовые переселения). Но все равно действовали собрания и сходы общин, выбирались старосты, которые выступали как исполнительные органы. В судебниках 1497 и 1550 часто упоминаются старосты. Так на суде проводимыми наместниками царя должны были присутствовать старосты, без них суд не мог проводиться. Существовала структура соподчиненности по вертикали исполнительной власти. Выборные старосты, целовальники (сюдьи) городовые приказчики, имели больший обьем полномочий чем представительные органы, в период становления московского гос-ва. Так городовой приказчик выбирался всеми жителям города, он смотрел чтоб воеводские люди не притесняли жителей, порядок при сборе податей, торговля в нужных местах. Старосты были нескольких разрядов.А непосредственная форма самоуправления (вече) было практически ликвидировано, решали только второстепенные вопросы: ночных караулов, чистота улиц, распределение податей, и все это под надзором земского приказа. В уставных грамотах 1555 расширяется компетенция МСУ, обьсняется не состоятельность и не эффективность наместников, и их полномочия включая суд и управу передаются выборным старостам. НО собрное уложение 1649 г сесняет компетенции МСУ отменяет участие в судах. Петр I в1689 издал указ что города могут сами распоряжаться своей землей, заручившись согласием общества. 1690 передает управление городскими общинами самими общинам мимо воевод и приказов, утверждаются земские избы, усиливается компетенция МСУ. Но в 1705 году общественноя жизнь опять оказаласьна последнем месте, выборная система осталась только у ремесленников и торговых людей, старосты крестьян были подчинены чиновникам. Начиная с увеличения участия общества в делах администрации, Петр I закончил отдалением его от местного управления. По указу 1724 года учрежден «Главный магистрат» и 2 высших гильдии городского населения выбирали президента бургомистра, они управляли хозяйством города, организовывали казенные сборы. А в период «дворцовых переворотов» не было четкой модели построения общества и управления им, и в борьбе за трон ни кто не вспоминал про МСУ.

22.Местное самоуправление в Древней Руси. Местн. Самоупр (МСУ) уже на древне Руси существовало в форме представительной и непосредственной демокр-ии. Большенству обин была присуща вечевая форма управления. Высшим органом власти было Вече решение которого обязательно для всех в равной степени. На вече выбирались должностные лица. Пригороды подчинялись страшим городам, решение городского вече было обязательно верху в низ. И уже в то время стоял вопрос взаимоотношений МСУ с центральной властью.В новгородское земле власть князя была сильно ограничена, не мог принимать финанс-е и налоговые решения, старосты не подчинялись князю, наоборот вече могло воздействовать на князя, вынуждая выполнять опред-е задачи, что говрит о большой значимости власти МСУ. В компетенцию вече улиц, вече общин, были вопросы благоустройства тер-ри, иногда даже выполнялись функции суда первой инстанции, также избирались старосты, которые участвовали в общегородских вече,осуществляли оперативное кправл. Местными делами, собирали и вели вече. Правовую основу деятельности МСУ составляли решения вече старшего города, но с учетом и на основе решений вече частей города. Центральным актом в какой то мере регулирующим положение МСУ был «Договор князя Игоря с греками 945» среди послов были представители МСУ тоесть рука об руку с князем шла власть земщины.

23.Местное самоуправление в закрытых административно-территориальных образованиях. Закрытое административно-территориальное образование(ЗАТО) это террит-ое образ-ие, имеющее органы МСУ в пределах которого расположены пром-е предпр-я по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объектов, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны гос. тайны, включающий специальные условия проживания граждан. ЗАТО является административно-территориальной единицей. Территория и границы которого определяются исходя из особого режима безопасного функцион-ия предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов РФ. Порядок образования, организация и компетенция органов МСУ ЗАТО определяются законодательством с учетом особенностей, установленных Законом о ЗАТО.Органы МСУ ЗАТО:1) координируют деятельность предприятий,объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; 2) разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях либо при их угрозе. В случае возникновения аварии на предприятии или объекте глава МСУ совместно с руководителями предприятия осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости может принимать об эвакуации населения; 3) участвуют в определении пропускного режима в ЗАТО за исключением режимных территорий находящихся в границах внутренних запретных зон; 4) по согласованию с органами ФСБ имеют право давать разрешение на въезд и выезд граждан в ЗАТО, за исключением режимных территорий находящихся в запретных зонах. 5) осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий ЗАТО, за исключением режимных территорий, которые подлежат ведению уполномоченных на то гос-х надзорных органов. 6) вносят предложения о проведении проверок по соблюдению особого режима и обеспечению мер безопасности от воздействия радиоактивных и других материалов, на территории ЗАТО 7) выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, на территории ЗАТО Земли, занимаемые предприятиями по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям. Остальные земли ЗАТО находятся в ведении органов МСУ.В ЗАТО в соответствии с законод-ом РФ по согласованию с органами МСУ может устанавливаться особый режим использования земель.

№24. Муниципальное образование – основная ячейка местного самоуправления в РФ. Понятие муниц. Образ.я (МО) было закреплено в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (1995 г.). Под МО понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объедин-ых общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление(МСУ), имеются муницип-ая собств-ть, местный бюджет и выборные органы МСУ.В данном определении закреплено шесть признаков МО:1)МО это населенная территория, где проживают люди. 2)МО обладает признаком территориальности. (Нас пункты расположены в опред-хграницах) 3)Поселение является МО, если на его территории осуществ-ся МСУ.4)МО должно обладать муниципальной собственностью.5)МО должно иметь свой местный бюджет. 6)На территории МО должны быть выборные органы МСУ. Границы мун обр: они устанавл-тся и изменяются в соответствии с некоторыми требов-ми:1)территория субъекта РФ, (кроме низкой плоности) разграничивается между поселениями 2)территории всех поселений, (за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории) входят в состав муниципальных районов 3)террит-ю поселения составляют истор. сложившиеся земли нас пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования,4)в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. 5)в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилег. Терр-ей, а также сельские населенные пункты, не являющиеся МО 6)размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения. ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (2003 г.) упрощает определение понятия МО. МО определено как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города, где есть местное самоуправление. Т.е. признаки МО, которые были закреплены в прежнем ФЗ, исключены.Определение представляет собой только декларацию о МО без достаточных признаков. Это ухудшает закон и снижает эффективность местной публ. власти. Получается, что МСУпродекларировано повсеместно, но реальной основы для его осуществления не создано в течение уже более 15 лет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: