Конституционно-правовое развитие института муниципальной собственности

Важное место в составе экономической основы местного самоуправ­ления занимает муниципальная собственность.

Конституция Российской Федерации закрепила наличие муници­пальной собственности и ее равноправие с другими формами собствен­ности, а также наделила органы местного самоуправления правом на са­мостоятельное управление этой собственностью. В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной соб­ственности, муниципальные предприятия и организации, муниципаль­ные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципаль­ный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной соб­ственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Согласно ст. 215 ГК Российской Федерации под муниципальной соб­ственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собствен­ности городским и сельским поселениям, а также другим муниципаль­ным образованиям.

Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправле­нии закрепили нормы, касающиеся муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственнос­ти, ее состав, порядок формирования и управления. Например, Закон Ря­занской области (ст. 36) установил, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муници­пальной собственностью. Далее определяется состав муниципальной соб­ственности, порядок ее формирования и распоряжения.

В законах некоторых субъектов Российской Федерации состав муни­ципальной собственности дополняется такими объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги.

14.Конст-но-правовые принципы организации и деятельности МСУ(местного самоуправления) РФ Конституция РФ закрепила след. принципы МСУ 1. Эк-ой самостоятельности, означ-й .: А) равноправие мун. собственности среди других форм собственности Б) самостоятельное утверждение и исполнение мест. бюд-ов Г) самостоятельное установление налогов и сборов Д) соответствие матер-но-финан-ых ресурсов МСУ его компетенции 2. Органиизационно-правовой направл-ти, означающий: А) самостоят. решение населением вопросов мест. Назнач Б) организационное обособление местного самоуправления В)многооразие форм осущ-я МСУ Г) обязат-ное наличие выборных орг-ов МСУ Д) учет мнения населения при изменении границ мун. Образования Е) законность организации и деятельности МСУ Ж) гласность в системе МСУ З) коллегиальность и единоначалие в системе МСУ И) соблюдение прав и свобод чел-ка и гр-на. К элементам сис-мы МСУ относ-ся: Местный референдум Выборы орг-ов МСУ и долж. лиц МСУ. Отзыв депутатов и выборных долж. лиц МСУ.Собрания, конференции, опросы, публичные слушанья. Правотворческая инициатива, сходы граждан, митинги. Демонстрации, сами орга-ны МСУ и долж. лица МСУ.Муниц-ая служба, тер-ое общ-ое самоуправление.

15. Конституция Российской Федерации – основной источник муниципального права.

Конст-и РФ закреплена англосаксонская концепция МСУ с некоторыми элементами европейской континентальной концепции. Конст РФ не содержит отдельного полного определения понятия МСУ. Признаки этого определения содержатся в различных статьях Конст РФ. Ст.12 установила, что МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. Статья 130 (п. 1), усиливая это положение, устанавливает самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, а также в использовании триады полномочий (владение, пользование и распоряжение) относительно муниц-ой собств-ти. Из Конст РФ прямо вытекает положение о том, что население является обладателем муниципальной собственности, т.е. собственником муниципального имущества. Для обеспечения самост-ной деятельности, при решение задач местного значения, Конст РФ наделила жителей правом на муниципальную собственность. Это один из главных критериев отделения власти муниципальной от власти государственной. Вторым, критерием отделения муниципальной власти от государственной является то, что статьи 12, 131 (п. 1), 132 (п. 1), отделяют органы МСУ от органов гос власти как структурно, так и через компетенцию.а) Структурное обособление установлено в ст. 12. Оно состоит в том, что органы МСУ не входят в систему органов гос власти. б) Конст РФ отделяет органы МСУ от органов гос власти Давая первым самостоятельно осуществлять компетенции. Согласно ст. 132 (п. 1) Конст РФ «Органы МСУ самостоятельно управляют муниц-й собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».Конст РФ и ФЗ «Об общих принципах организации СУ в РФ» устанавливают, что местное самоуправление задействовано на решении только задач местного значения, но никак не государственных. В Конституции РФ (п. 2 ст. 132) имеются нормы о возможной передаче органам МСУ отдельных гос полномочий. Но это лишь процедура, она должна быть установлена специальным законом. То есть это не обязательное правило для государства, оно может предоставить, а может и не предоставить такие полномочия органам МСУ. В РФ, где истрически развита именно централизованная система власти вряд ли такая передача произойдет. Можно заметить, что понятия МСУ, определенные Европейской хартией, и в законод-ве РФ основаны на совершенно разных концепциях самоуправления.

Источники муниципального права можно разделить на три уровня: нормативные правовые акты Российской Федерации; нормативные пра­вовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты муниципальных образований.

Нормативные правовые акты Российской Федерации. Основным ис­точником муниципального права является Конституция Российской Фе­дерации.

Вторым базовым источником является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» от 28 августа 1995 г.

К специальным законам в области муниципального права можно отне­сти также Федеральный закон «О финансовых основах местного само­управления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Источниками муниципального права являются также федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об образовании», «О недрах», «Об участии в международном информационном обмене», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и многие другие.

Источниками муниципального права являются указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Фе­дерации и постановления Конституционного Суда.

Государственная Дума и Совет Федерации также могут принимать наряду с законами другие нормативные правовые акты, являющиеся ис­точниками муниципального права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: