Мирные средства разрешения споров: непосредственные переговоры, международная согласительная процедура

Это второй принцип международного права, зафиксированный в гл. 6 Устава ООН: в ст. 33 – перечисление мирных средств решения споров:

Спор – состояние конфликта между субъектами международного права, при котором странами четко сформулированы и заявлены претензии друг к другу по конкретному вопросу МО.

Ситуация – натянутые отношения между государствами в определенном географическом регионе, характеризующиеся прениями, столкновениями интересов, т. е. здесь спорный предмет неясен! Т.е. ситуация = предспоровое состояние, которое может и не перерасти в сам спор. В ситуации нет сторон спора, и она не может рассматриваться в Международном Суде ООН, в отличии от спора (решение спора еще может быть рекомендовано Советом Безопасности, а ситуация – нет).

Участники спора – субъекты международного права (в основном государства). Они суверенны => спор может быть решен лишь по согласию между ними! 2 вида соглашений:

1)решение спора по существу (средства – непосредственные переговоры, примирительная процедура);

2)решение споров на _________ какой-либо другой организации (средство – международное третейское судебное разбирательство, решение спора в международной организации).

Средства мирного решения споров:

а) непосредственные переговоры.

По ст. 33 Устава ООН они на первом месте. Могут быть устными и письменными, двусторонними и многосторонними (чаще всего комбинированные).

Преимущества:

- без привлечения 3их лиц;

- гибкость подхода к поиску решения;

- решения, принятые таким способом, будут лучше.

Переговоры ведутся такими же лицами, которые управомочны на заключение МД! (главы государств, министерств, правительств и ведомств, по сферам которых возникли разногласия, уполномоченные лица – официальные и частные).

Необходимые условия непосредственных переговоров:

· равноправие сторон (они начинают спор с равных позиций, без приоритетов);

· добросовестность (нельзя вводить вторую сторону в заблуждение и обещать невыполнимое и т.д.)

РФ всегда отдавала предпочтение переговорам, нежели судебным процедурам, как Запад.

Межд.согл.процедура:

б) добрые услуги и посредничество.

Это примирительные процедуры, самостоятельные средства мирного разрешения споров. Добрые услуги не одно и то же, что посредничество!!!

Добрые услуги:

Если отношения между сторонами настолько напряжены, что они не могут сесть за стол переговоров, то необходима помощь третьей стороны, предложившей собственные услуги для сведения сторон к столу переговоров. На этом функции третьей стороны (международной организации, частного лица, государства и т.д.) не заканчиваются. Третья сторона даже принимает участие в переговорах! Предлагает свое ведение споров, варианты решения, т.е. помогает его найти!

Добрые услуги могут перерасти в посредничество! (может быть по просьбе сторон)

Добрые услуги и посредничество могут быть:

- испрашиваемые сторонами;

- предлагаемыми третьей стороной.

Отказ от принятия / от оказания добрых услуг / посредничества не является проявлением недружественности к предложившей (стороне)!!!!

Добрые услуги и посредничество – право государств, если иное не предусмотрено договором между спорящими государствами.

в) консультации.

Возникли в практике международных организаций недавно (в последнем десятилетии ХХ века). Долгое время вопрос самостоятельное ли это средство или разновидность добрых услуг? Но этот спор – лишь теоретический, и он не имеет практического значения.

Конвенция морского права говорит о консультациях отдельно от переговоров ст. 283.

Консультации могут быть:

· факультативными – по договоренности между сторонами = непосредственные переговоры;

· договорными – если в договоре предусмотрено, что страны обязаны проводить консультации при возникновении спора.

г) комиссии

1) следственные создаются для установления наличия/отсутствия какого-либо факта, от которого зависят определенные юридические последствия. Следственные комиссии создаются на основе соглашения между государствами:

- со сроками создания комиссии;

- что нужно установить?

- состав комиссии;

- другие технические вопросы;

- полномочия комиссара;

- место пребывания;

- язык….

Например, по Гаагской Конвенции – 6 членов комиссии, 2 нейтральных комиссара.

Спорящие стороны передают в комиссию документы с установлением факта, список экспертов, свидетелей, которые должны быть допущены. Комиссия может выезжать на место, если того требует спор, запрашивать дополнительные данные. Результат всей работы – доклад по установлению наличия / отсутствия фактов и решением комиссии, принятым большинством (все имеют равные голоса).

2) согласительные идут дальше следственных, так как еще и предлагают основу для решения споров. Вошли в практику позже, из двусторонних договоров стран Латинской Америки. О согласительных комиссиях – в Общем акте о мирном разрешении споров 1928 года (в 1949 году пересмотрен Генеральной Ассамблеей ООН, в настоящее время действует). Согласительная комиссия создается аналогично следственной, отличие в том, что в заключительном докладе кроме фактов установления содержится пункт с вариантами возможного разрешения споров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: