Олимпиада по культурологии

____________________________________

(ФИО, группа)

Тема 1. «Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий.

1. В каком из перечисленных ниже определений культуры наиболее полно и точно раскрыто понятие «культура»?

а) Культура — специфический способ организации и развития чело­веческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материально­го и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духов­ных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

б) Культура есть совокупный результат человеческой деятельности, средство передачи информации последующим поколениям.

в) Культура — это вторая природа, но созданная в результате труда человека.

2. Кто впервые ввел термин «культура»?

а) Н.Я. Данилевский,

б) Ж.-Ж. Руссо,

в) М. Т. Цицерон

3. Структура культуры сложна, многофункциональна и многогран­на. Выделите функцию культуры, которая опирается на качест­венное состояние культуры, формирует у личности вполне опре­деленные ценностные потребности и ориентации:

а) Аксиологическая и ценностная

б) Познавательно-воспитательная

в) Регулятивная и нормативная

г) Семиотическая

4. Как называется наука о происхождении и эволюции человека, об­разовании человеческих рас?

а) Аккультурация

б) Антропогенез

в) Глиптика

г) Синкретизм

5. Что означает понятие «цивилизация»?

а) Уровень общественного развития

б) Ступень общественного развития, следующая за варварством

в) Синоним культуры

г) Понятие «цивилизация» употребляется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от взглядов автора и контекста, в котором это понятие используется.

6. Культуру условно можно разделить на:

а) Качественную и количественную

б) Материальную и духовную

в) Целостную и раздробленную

г) Предсказуемую и непредсказуемую

7.Укажите, какие из перечисленных цивилизаций современные:

а) Античная

б) Византийская

в) Крито-микенская

г) Западно-христианская

8. Назовите известного русского мыслителя XIX в., автора концепции локальных цивилизаций:

а) Н.Я. Данилевский

б) П.Я. Чаадаев

в) В. С. Соловьев

г) К. Н. Леонтьев

9. Найдите соответствия. В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:

А.Глобальной 1.Европейской

Б.Континентальной 2.Английской, французской

В.Национальной 3.Североафриканская

Г.Региональной 4.Мировая

10. Исключите лишнее. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации являются:

а) Образование государства

б) Возникновение письменности

в) Появление городов

г) Творческое начало

Тема 2. «Классическая модель» культуры: структурные элементы, становление, развитие, кризис

1.Исключите принцип, не являющийся принципом классической модели культуры:

а) Евроцентризм,

б) Гуманизм,

в) Историзм,

г) Критика рационализма.

2.В 18 веке гегемоном духовной жизни Европы становится:

а) Англия,

б) Германия,

в) Франция,

г) Россия.

3. Религия впервые становится предметом суровой критики. Решительным её критиком во Франции выступает:

а) Ватто,

б) Гейнсборо,

в) Вольтер,

г) Гварди.

4. Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является (исключите неверное утверждение):

а) Процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими,

б) Возможность преобразовывать политические и социальные устои,

в) Развитие естествознания, нарастание интереса к философскому знанию,

г) Усиление влияния церкви во всех сферах жизни общества

5. Найдите соответствия. Идеи веры человека в разум, в возможность преодоления невежества и в торжество гуманности увлекли многих мыслителей…


а) Франция,

б) Россия,

в) Германия,

г) Северная Америка.

1) Б. Франклин,Т. Купер, Т. Пейн,

2) А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Я.П. Козельский,

3) Г, Лессинг, И. Кант, И. Гердер,

4) Ш. Монтескье, К. Гельвеций, Вольтер.


6. Если 18 век был веком разума, то 19 век явился веком:

а) Искусства,

б) Науки и техники,

в) Отрицание технического прогресса,

г) Ни одно из перечисленных утверждений.

7. В 19 веке одно из направлений философии, которое берет начало в Древней Греции, называется…

а) Позитивизм,

б) Традиционное направление,

в) «Философия жизни»

8. Укажите благоприятные факторы для развития искусства в 19 веке:

а) Низкий культурный и эстетический уровень буржуазии, пришедшей к экономической и политической власти,

б) Растущий общественный престиж науки,

в) Формирование интеллигенции, как особого социального слоя,

г) Острые социальные конфликты, сопровождающие становление капитализма.

9. Материальные и духовные реальности, созданные трудом человека, называются…

а) Периптером,

б) Артефактом,

в) Этногенезом,

г) Тотемизмом.

10. Слово «культура» появилось…

а) В римской античности,

б) В средневековой Европе,

в) В 20 веке в Европе,

г) Ни один ответ не является верным

Тема 3. Греция и Рим

1. Какие произведения культуры античной цивилизации вы знаете?Исключите лишнее

а) «Дискобол» Мирона

б) Пропилеи

в) Статуя Зевса в Олимпии

г) Пирамида Джосера

2. В Древнем Риме существовала система налогообложения, введена опись населения и его имущества. По преданию они были введены:

а) Сервием Туллием

б) Юлием Цезарем

в) Августом Октавианом

г) Нероном

3. Выделите знаменитых ораторов Древней Греции. Исключите лишнее

а) Демосфен

б) Сократ

в) Плевако

г) Платон

4. Государственный бюджет Древнего Рима формировался сначала за счет натуральных податей, а с появлением монет — в денеж­ном выражении и расходовался на:

а) Выплату воинского жалования

б) Льготное кредитование землевладельцев

в) Погребение бедняков-римлян

г) Оказание помощи владельцам гладиаторских школ за освобождение рабов

5. Установите соответствия:

A. Ромул 1. Мастер художественной речи

Б. Плебей 2. Крестьянин-землевладелец

B. Веста 3. Легендарный основатель Рима

Г. Оратор 4. Богиня плодородной нивы

6. Что объединяет следующие имена?

A. Тертей, Сапфо, Анакреонт 1.Историки

Б. Геродот,Фукидид, Ксенофонт 2. Поэты

B. Софокл, Еврипид, Аристофан 3. Скульпторы

Г. Мирон, Поликлет, Фидий 4. Драматурги

7. Установите соответствия:

A. 1453 г. 1. Падение Византийской империи

Б. 395 г. 2.Признание христианства в качестве

официальной религии Римской империи

B. 325 г. 3. Разделение Римской империи

на Западную и Восточную

Г. 476 г. 4. Падение Западной Римской империи

8. Массовое передвижение варварских племен изменило облик Запад­ной Европы. Укажите положение, которое не характеризует сложившуюся ситуацию:

а) В 476 г.пала Западная Римская империя

б) Положено начало романо-германской цивилизации

в) Возникают варварские государства

г) Получили развитие образование и культура

9. В какой период достигла наивысшего подъема и расцвета древнегреческая цивилизация?

а) Гомеровский период(ХI-IХ вв. до н.э.)

б) Архаический период(VIII-VI вв. до н.э.)

в) Классический период(V-IV вв. до н.э.)

г) Эллинский период(326-146гг. до н.э.)

10.На формирование римской культуры не повлияли:

а) Соседние италийские города

б) Этруски

в) Греки

г) Инки

Тема 4. Основные черты средневековой «картины мира»

1. Какое из ниже перечисленных утверждений не является характерным для культуры светских феодалов?

а) Верность слову, уважение физической силы, смелость, щедрость, благородство, любовь к «Прекрасной даме»,

б) Верность идеалам, нормам и ценностям своего сословия,

в) Борьба за честь и достоинство третьего сословия,

г) Верность идеям христианства.

2. В состав третьего сословия не входили:

а) Крестьяне,

б) Горожане,

в) Рыцари,

г) Ростовщики и купцы.

3. Какие из перечисленных памятников архитектуры относятся к эпохе Каролингов и Меровингов:

а) Вестминстерское аббатство,

б) Ораторий в Жерминьи – де – Пре,

в) Собор Парижской Богоматери,

г) Собор Святой Софии в Константинополе.

4. Какие из ниже перечисленных памятников архитектуры относятся к романскому стилю:

а) Базелика Сен- Бенуа,

б) Дворцовая капелла Карла Великого,

в) Собор в Амьене,

г) Вестминстерское аббатство.

5. Специальные библиотеки – мастерские в монастырях назывались…

а) Скрипторий,?

б) Апсида,

в) Ризница,

г) Баптистерий.

6. Укажите основные черты готического стиля:

а) Устремленность зданий ввысь,

б) Пышность украшений,

в) Основной принцип – красота,

г) Дематериализация фигур.

7. Чертами романского стиля в архитектуре не являются:

а) Свободная планировка и своеобразный декор,

б) Господство горизонтальных и вертикальных линий,

в) Цилиндрические и крестовые своды,

г) Монументальный скульптурный декор, рельеф.

8. Найдите соответствия:


а) Французская литература,

б) Испанская литература,

в) Германская литература,

г) Англосаксонская.

1) «Песнь о Нибелунгах»,

2) «Песнь о Роланде»,

3) «Старшая Эдда»,

4) «Беовульф».


9. Качественно новым общественным явлением был рост и рацвет городов. Города были центрами…

а) Ремесел, важными пунктами обмена,?

б) Рыцарства,

в) Религиозными,

г) Феодальной аристократии.

10. Средневековая университетская наука была схоластической. Схоластика рассматривала себя как науку, поставленную на службу…

а) Теологии, церковным авторитетам,

б) Философии,

в) Логике,

г) Литературе.

Тема 5. Классицизм, барокко, романтизм: общая характеристика стилей.

1. Выберите положения, не характеризующие классицизм:

а) Сдержанность декора, мягкость цветов, логичность планировки, геометризм объемной формы,

б) Долг превыше личного,

в) Иерархия жанров, регламентация художественных правил,

г) Конфликт долга и чувства.

2. Расположите в хронологическом порядке зарождение стилей:

а) Барокко,

б) Готика,

в) Классицизм,

г) Романский стиль.4213

3. Установите соответствия между авторами и их произведениями:


а) Мольер,

б) Данте,

в) Корнель,

г) Шиллер,

1) «Божественная комедия»,

2) Ода «К радости»,

3) «Тартюф»,

4) «Сид».


4. Какая страна является родиной классицизма:

а) Англия,

б) Италия,

в) Франция,?

г) Германия.

5. Когда зародился стиль барокко?

а) В середине 16 столетия,

б) В 15 в.

в) В 19 в.

г) В14 в.

6.Какое из положений не соответствует стилю барокко:

а) Грандиозность, пышность, динамика,

б) Патетическая приподнятость, пристрастие к эффектным зрелищам,

в) Совмещение реального и иллюзорного, контраст света и тени, отсутствие прямых линий,

г) Строгость форм, геометрические фигуры, наличие прямых линий.

7. Найдите соответствия:

а) Эжен Делакруа,

б) Франсиско Гойя,

в) Теодор Жерико,

1) «Ужасы войны»,

2) «Свобода на барригадах»,

3) «Плот медузы».

8. Для романтизма характерно…

а) Расцвет полузабытой пейзажной живописи, подъем исторической живописи, литературные сюжеты в живописи,

б) Правдивая и сдержанная живопись, жанровая и бытовая живопись, теплые тона.7

в) Техника фрески в росписях, изображение богородицы, страданий Христа,

г) Изображение без тени идеализации, верное изображение без искажений и приукрашиваний, правдивое, объективное и верное отображение действительности.

9. Найдите соответствия:


а) А.П. Федотов,

б) Б. М. Репин,

в) В.Н. Богданов-Бельский

1) «У дверей школы»,

2) «Сватовство майора»,

3) «Крестный ход в курской деревне».


10.Великими именами русского реализма являются имена (исключите лишнее):

а) А.С. Пушкин,

б) Ф.М. Достоевский,

в) Л.Н. Толстой,

г) В.К. Тредиаковский.

Тема 6. Культура постмодерна. Общая характеристика

1.Установите соответствия:

А. Импрессионизм 1. Искусство самовыражения ХХв.

Б.Модернизм 2. Искусство самоценности материального мира

В. Постмодернизм 3. Основа искусства- впечатления от мира

2.Какие из перечисленных черт не являются отличительными чертами художественной модели постмодернизма:

а) Духовное вытеснение «Я» художника из искусства

б) Самоценность материального мира в искусстве

в) Доминирование экранной культуры

г) Сверхреализм, абстрактность образов

3.Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов:

а) Ж.П.Сартра, А.Камю

б) Ж..Деррида, Ж.Лиотаре, Д.Ваттимо

в) Р.М.Рильке, М.Метерлинка

г) А.Энштейн, А.Пуанкаре

4.К художественным стилям ХХв. не относится:

а) Кубизм

б) Поп-арт

в) Футуризм

г) Барокко

5. Найдите соответствия. Представителями постмодернизма являются:


а) П. Гринуэй, Ж-Ж Байнекс,

б) С. Киа, Ф. Клементе, М. Палладино,

в) Дж. Адамас, Г. Горецкий, М. Наймен.

1) В живописи,

2) В музыке,

3) В кино.


6. К чертам постсовременности не относятся:

а) Широкое распространение всякого рода игр, лотерей

б) Господство моды

в) Театрализация практически всех существенных событий, политической жизни

г) Просвещение и воспитание

7. Назовите отрицательные стороны массовой культуры:

а) Широкий спектр жанров, стилей,

б) Удовлетворение требований многих слоев общества,

в) Культ успеха,

г) Формирует массовое мировоззрение с некоторыми убеждениями и взглядами.

8. Постмодернизм в живописи представляют:

а) С. Киа, Ф. Клементе, Ж. Гаруст,

б) Ф. Петрарка, Э. Роттердамский,

в) Донателло, Леонардо да Винчи,

г) Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель.

9. В 70-е годы на Западе возникла так называемая культура постмодернизма в обществе:

а) Доиндустриальном,

б) Индустриальном,

в) Информационном, постиндустриальном.

10. В качестве оппозиции к массовой культуре выступает:

а) Элитарная,

б) Классическая культура,

в) Молодежная,

г) Ни одно из перечисленных вариантов не подходит.

Тема 7. Петровские реформы: историко – культурный смысл.

1. Основное содержание и характер петровских реформ выражала секуляризация. Секуляризация – это…

а) Обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре,

б) Культ неодушевленных предметов,

в) Упразднение органов централизованного управления,

г) Религиозное учение о сотворении мира богом.

2. Важное место в преобразованиях Петра 1 занимала церковная реформа, в результате которой…

а) Церковь получила большую независимость,

б) Относительно независимая прежде, церковь оказалась под властью государства,?

в) Произошло усиление религиозного начала во всех сферах жизни,

г) Ни одно из вышеперечисленных не является верным.

3. Для нового времени характерны такие процессы, как (исключите неверное утверждение):

а) Ускорение темпов развития,

б) Усложнение общественного развития в целом,

в) Появляются новые отрасли культуры,

г) Отсутствуют связи с западными странами.

4. Укажите имя крупного русского мыслителя 18 века, современника и сподвижника Петра 1, автора работ «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей»

а) Феофан Прокопович,

б) А.Н. Радищев,

в) И.П. Кулибин,

г) И. П. Ползунов

5. В России на протяжении 18 века были открыты (исключите лишнее):

а) Московский университет,

б) Академия художеств,

в) Петербургская академия наук,

г) Киево- Могилевская коллегия.

6.В каком году был основан Московский университет?

а) 1812г.

б) 1801г.

в) 1755г.

г) 1917г.

7. Во второй половине 18 века появились портретисты, по уровню мастерства не уступавшие европейским мастерам:

а) Э. Глюк, Е.Г. Дашкова,

б) А.П. Антропов, В.Л. Боровицкий, Д.Г. Левицкий,

в) И.Т. Посошков, В.Н. Татищев,

г) С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин.

8. Какого факультета не было в Московском университете в отличие от западного?

а) Юридического,

б) Философского,

в) Богословского, Медицинского.

9. Модернизация армии сделала её одной из самых современных. Главным достижением в военном деле стало…

а) Конная артиллерия,

б) Создание русского флота,

в) Применение штыка,

г) Использование ручной гранаты.

10. Первым русским членом Петербургской академии стал…

а) А. Н. Радищев,

б) Е. Р. Дашкова,

в) М.В. Ломоносов,

г) Ни один из вышеперечисленных.

Тема 8. Проблема цивилизационно-культурной идентичности России в истории русской мысли.

1. Укажите соответствия:

А.Н. Бердяев 1. «Россия и Европа»

Б. Н.Я. Данилевский 2. «Беседы о русской культуре, посвященные

изучению быта и традиций русского народа»

В. М. Ю. Лотман 3. «Самопознание», «Судьба России»

2.Укажите ложное утверждение:Славянофилы:

а) Положили начало развитию оригинальной и самобытной русской философии, основу которой составляет православная русская религия

б) Считают, что соборность противостоит индивидуализму и разобщенности

в) Выдвигают идею о мессианской роли России в спасении человечества

г) Были сторонниками европейской образованности

3.Укажите ложное утверждение:Западники:

а) Стояли на позициях культурного универсализма и рационализма

б) Высоко оценивали петровские реформы

в) Были сторонниками западного пути развития, считая его единственным и универсальным для всех народов

г) Считали, что при создании современной промышленности и сельского хозяйства следует опираться на русские традиции и обычаи

4. В книге «Россия и Европа» 17 глав, насыщенных исторической полемикой по различным проблемам взаимоотношений славянского и германо-романского мира. Какие из указанных проблем не указаны в книге:

а) Опаность вестернизаци культуры. Потери самобытности, утраты российских национальных корней и истоков

б) Теоретическое обоснование концепции культурно-исторических типов

в) Будущее славянского культурн-историческог типа, характер славянской религиозности

г) Понятия «Восток» и «Запад» имеют только географический смысл

5. Представителями так называемого «русского религиозного ренессанса» являются:

а) В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский,

б) А.Я. Гуревич, Ю. М. Лотман,

в) Д.Б. Вико, И. Гербер,

г) Ни один из указанных вариантов.

6. Одним из главных представителей идеологии почвенничества был:

а) Ф.М. Достоевский,

б) Э.Х. Ленц,

в) Б.С. Якоби,

г) П.Л. Шиллинг.

7. Важнейшим этапом российской философии культуры стали споры в 30-60 гг. 19 века:

а) Западников и славянофилов,

б) Общество станковистов,

в) Группы ОБЕРИУ,

г) Ни один из предложенных вариантов.

8. Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли 20 века является:

а) Тема будущего России,

б) Тема крепостничества,

в) Тема восстания декабристов,

г) Тема реформ, отменивших крепостное право.

Тема 9. Государство и церковь в истории русской культуры.

1. Укажите основные источники развития культуры Древней Руси:

а) Византийская культура, язычество,

б) Иудаизм,

в) Ислам,

г) Ни один из вышеперечисленных.

2. Укажите соответствия событий и времени:


а) Принятие православия киевским князем Владимиром и его дружиной,

б) Массовое крещение жителей Киева и Новгорода Великого,

в) Возникновение первых православных монастырей в Киевской Руси,

г) Сооружение церкви Богородицы (Десятинной), первого православного каменного храма Киевской Руси.

1) 989-996г.

2) С середины 11 века

3) 990 г.

4) 988 г.



3. Какие архитектурные сооружения Древней Руси не относятся к 10-16 векам:


а) Церковь Богородицы (Десятинная),

б) Церковь Покрова на Нерли,

в) Церковь Вознесения в с. Коломенском,


г) Храм Христа Спасителя.

4. Укажите рукописные книги Древней Руси(11 – 17 вв.):

а) «Остромирово Евангелие»,

б) «Апостол» И. Федорова и П. Мстиславца,

в) «Юности честное зерцало»

г) «Домострой».

5. Что такое «клейма»?

а) Изображение на боковых полях иконы,

б) Жанр фресковой живописи,

в) Ювелирное обрамление иконы,

г) Створчатые иконы.

6. В каком веке произошел раскол Русской православной церкви?

а) 17 в.

б) 19 в.

в) 18 в.

г) 20 в.

7. Русские монастыри всегда были духовными центрами просвещения и воспитания. Когда они появились?

а) В период принятия христианства,

б) В 19 веке,

в) В 20 веке,

г) Ни один из указанных вариантов.

8. Кто стал основателем Свято – Троице - Сергеевой Лавры в Сергиевом Посаде, которая с 14 века стала центром православного подвижничества:

а) Антоний и Феодосий,

б) Нестор и Алипий,

в) Преподобный Сергей Радонежский,

г) Феофан Грек.

9. Исключите лишнее. Значение православных монастырей, как носителей национальной культуры велико. Они совмещали в себе:

а) Библиотеки,

б) Музеи,

в) Школы,

г) Все указанные варианты.

10. Какое течение из перечисленных не является старообрядческим течением, сформировавшимся в результате раскола Русской православной церкви:

а) Поповцы,

б) Беглопоповцы,

в) Беспоповцы,

г) Все перечисленные течения

Тема 10.Особенности социалистической культуры

1. Первым наркомом просвещения Советской России был назначен:

а) А.А. Блок,

б) М.А. Волошин,

в) М. Горький,

г) А.В. Луначарский.

2. Задачи культурной революции состояли в (исключите лишнее):

а) Формировании нового типа культуры,

б) Ликвидации неграмотности,

в) Всеобщей религиозности,

г) Доступности всех форм культуры трудящимся.

3. Укажите основные задачи, поставленные советскими органами власти перед интеллигенцией:

а) Служение Богу,

б) Служение народу, служение делу борьбы за социализм,

в) Служение «золотому тельцу»,

г) Развитие всех форм собственности.

4. Найдите соответствия:


а) А. Ахматов, М. Зощенко, Б. Пастернак

б) В.И. Пудовкин, С.М. Эйзенштейн

в) В.И. Мурадели, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян

1) Композиторы

2) Писатели

3) Кинеммтографисты


5. Важнейшими событиями в области культуры 30-х г. можно назвать:

а) Ликвидацию безграмотности

б) Массовые репрессии

в) Диктатуру

г) Коллективизацию

6. Первым всесоюзным съездом советских писателей был провозглашен новый метод в искусстве. Метод требовал от художника правдивого изображения действительности в её революционном развитии:

а) Импрессионизм,

б) Русский авангард,

в) Социалистический реализм

г) Романтизм

7. К середине 60-х годов в области образования вводится:

а) Обязательное начальное образование,

б) Всеобщее обязательное среднее образование,

в) Обязательное высшее образование,

г) Ни одно из перечисленных.

8. Большого успеха достигает авторская песня, популярность которой обеспечило творчество (исключите лишнее):

а) В. Высоцкого,

б) Б. Окуджава,

в) А. Галича,

г) В.Е. Баснера.

9. Укажите неверное утверждение. В период «Оттепели» во всех областях жизни и культуры происходят изменения:

а) Оздоровление нравственного климата,

б) Реабилитация жертв незаконных репрессий,

в) Улучшение положения религии в стране,

г) Срыв подписания нового Союзного соответствия:

10. Художественные произведения, опубликованные в годы перестройки. Установите соответствия:


а) А.А. Бек

б) В.С. Гроссман

в) Б.Л. Пастернак

г) А.Н. Рыбаков

1) «Дети Арбата»

2) «Доктор Живаго»

3) «Новое назначение»

4) «Жизнь и судьба»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: