Семинарское занятие № 9

Тема: «Стили поведения в межличностном конфликте и стратегии его разрешения»

Цели занятия:

1. Закрепить знания о стилях, стратегиях и тактиках поведения людей в конфликте;

2. Освоение стратегий разрешения межличностных конфликтов.

Время: 2 часа + 4 часа СРС

Тип: семинар-диалог.

Дидактическое обеспечение:

Плакаты: 1) «Элементы социального конфликта», 2) Стратегии действий оппонентов в конфликте, 3) Правила «справедливого боя» (по Д. Дэна), 4) Факторы, влияющие на поведение в конфликтной ситуации.

Теоретический базис

Конативный (поведенческий) аспект нарушений межличностного взаимодействия в конфликте. Природа агрессивного поведения. Поведение «палача» и «жертвы». Стратегии и тактики поведения субъектов в конфликтных ситуациях. Стили поведения людей в конфликте (Сетка К. Томаса, Р. Килмена). Амортизация конфликтных действий (техники психологического «Айкидо» М.Е. Литвака).

Задание на самоподготовку

  1. Повторить тему «Теории поведения личности в конфликте» (по конспекту лекции № 6) [6; С. 63 - 87С. 93 – 124; 8, С. 92 - 127].
  2. Законспектировать:

*«Стили поведения в конфликте» в кн.: Ишмуратов А.Т. Кофликтология. – Запорожье, 1997, С. 24 - 43.

* «Разрешение конфликта: модели, стили, методы» из кн.: Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.- Ростов/Дон.- 1998, С.375 - 403.

* «Переговоры в конфликтных ситуациях» из кн.: Кармин А.С. Конфликтология. – СПб.- 1999, С. 344 - 392.

* «Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии» из кн.: Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – К., 2003, С. 92 – 127.

3. Начертить в рабочей тетради сетку К. Тамаса - Р. Килмена (стили поведения сторон в конфликте – см. Приложение С1а) и дать краткую описательную характеристику по критериям «достоинства – недостатки» каждого стиля рассматриваемого в качестве тактики и в качестве стратегии поведения личности (пользоваться схемой, данной нами в приложении С1b). Осуществить их сравнение и сделать выводы.

  1. Подготовиться к устному опросу (собеседованию) по темам:
    • Стадии поведенческих действий сторон в конфликте;
    • Методы анализа межличностного конфликта;
    • Структура конфликта;
    • Технологии разрешения конфликта;
    • Стратегия и тактика поведения участников конфликта.

5. Проанализировать 5-6 конфликтных ситуаций (См. Ковалев В.Н. Практикум по основам конфликтологии. Севастополь: ЧФ МГУ, 2006.) и определить стратегии поведения сторон в конфликте.

Рекомендуемая литература:

1. Гришина Н.В. Конфликтология. М.,2000.

2. Друзь А.В., Ващенко Н.И. Основы конфликтологии. Харьков, 1997.

3. Дена Д. Конфликты. Переговоры без конфликта. СПб, 2001.

4. Ишмуратов А.Т. Конфликтология. Запорожье, 1997.

5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1999.

6. Конфликтология. / Под ред. А.С. Кармина. СПб, 1999.

7. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии. Севастополь: ЧФ МГУ, 2006.

8. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. К., 2003, С. 92 – 127.

Дополнительная:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 2005.

2. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Психология конфликта: теория и современная практика. - К., 2007.

3. Литвак М.Е. Психологическое айки-до. Ростов-на-Дону, 2003.

Вопросы для самоконтроля знаний:

  1. Что такое стиль поведения в конфликте?
  2. В чем отличие тактики от стратегии поведения в конфликте?
  3. В чем сущность триангуляции?
  4. Каков алгоритм действий психолога по разрешению межличностного конфликта?
  5. Какова структура межличностного конфликта?
  6. Какова роль опасений в конфликте?
  7. В чем отличие опосредованных участников конфликта от потенциальных?
  8. Каково соотношение ранга и силы сторон в конфликтной ситуации?
  9. Как можно определить установки и предубеждения сторон в конфликте?
  10. Что такое ресурс актуального участника конфликта, и какое значение он играет в выборе тактики поведения?
  11. Охарактеризуйте основные фазы развития конфликта?
  12. Какую роль играют образы в развитии конфликтных отношений?

Ход семинарского занятия:

  1. Организация группы.
  2. Актуализация опорных знаний студентов.

3. Вступительное слово преподавателя.

4. Сообщения студентов.

* Стадии действия сторон в конфликте;

* Факторы, влияющие на поведение в конфликтной ситуации;

* Способы разрешения межличностных конфликтов;

* Возможные решения конфликта.

5.Обсуждение докладов и сообщений.

6. Подведение итогов занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: