Крестьянское движение с конца 50-х гг. подогревалось постоянными слухами о
готовящемся освобождении. Если в 1851—1855 гг. произошло 287 крестьянских
волнений, то в 1856—1859 гг. — 1341. Глубокое разочарование крестьян в
характере и содержании реформы выразилось в массовых отказах от исполнения
повинностей и от подписания “уставных грамот”. Широко распространились среди
крестьянства слухи о подложности “Положений 19 февраля” и о подготовке
правительством “настоящей воли” к 1863 г.
Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. было самым широким и имело
множество различных оттенков. Но так или иначе либералы выступали за
установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и
гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм,
либералы действовали через печать и земство. Первыми изложили программу
российского либерализма историки К.Д, Кавелин и Б: Н. Чичерин, которые в своем
Письме к издателю” (1856) высказались за реформирование существующих порядков
|
|
сверху” и провозгласили основным законом истории “закон постепенности”.
В 70-е гг. сложилось несколько близких течений утопического социализма,
получивших название “народничество”. Народники полагали, что благодаря
крестьянской общине (“ячейке социализма”) и качествам крестьянина-общинника
(“революционера по инстинкту”, “прирожденного коммуниста”) Россия сможет прямо
перейти. к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (М. А.
Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П. Н. Ткачев) расходились в вопросах
тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной
власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять
народ на восстание и привести его к победе.
Революционное движение в 80-х — начале 90-х гг. характеризуется прежде всего
упадком народничества и распространением марксизма в России. Разобщенные группы
народовольцев продолжали действовать и после разгрома Исполнительного комитета
Народной воли” в 1884 г., отстаивая индивидуальный террор как средство борьбы.
Но даже эти группы включали в свои программы социал-демократические идеи. Таким
был, например, кружок П. Я. Шевырева — А. И. Ульянова.организовавший 1 марта
1887г. неудачное покушение на Александра III. 15 членов кружка были арестованы
и преданы суду. Пятеро, в том числе А. Ульянов, приговорены к смертной казни.
Все большую популярность среди народников получает идея блока с либералами,
отказ от революционной борьбы. Разочарование в народничестве и изучение опыта
европейской социал-демократии привели часть революционеров к марксизму.