Эллинизм

В результатепоходов Александра Македонского (334-323 г. до н. э.) греческая культура вышла за границы эллинского мира и в результате смешения с восточными – в первую очередь персидской – культурами образовала т.н. эллинистическую. Этот период длился до окончательного установления на территориях Восточного Средиземноморья и Передней Азии римского господства (30 г. до н. э.), хотя применительно к культуре его продлевают еще на пару столетий. Для самой Греции – это период упадка, для восточных стран – время заимствований и расцвета. В Греции прекратилась эпоха меры, наступила эпоха роскоши. Полис уходит, возникают монархии.

Главными центрами развития эллинизма были большие города – столицы отдельных государств: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, малоазийский Пергам, островной Родос, сицилийские Сиракузы и др. Поражает почти полное однообразие внешнего вида эллинистических городов. Как показали раскопки, везде созданы вполне благоустроенные города, с правильными, сравнительно широкими, мощеными улицами, с прекрасной канализацией, с каменными домами иногда в несколько этажей, с роскошными площадями, богатыми храмами и общественными зданиями, среди которых научный и образовательно-воспитательные учреждения играют далеко не последнюю роль. Их население может быть названо вполне эллинским, частью по составу, частью по укладу и внутреннему содержанию жизни. Большинство составляло, однако, не городское население, а сельское, в эту среду проникновение новой культуры шло медленнее и результат был менее значительным. Возникает культурный раскол населения одной страны и внутри одного этноса – явление, ранее неизвестное цивилизации.

Формы эллинского быта, вместе с городами, возникавшими повсюду от Кирены до Инда и от Аравии до Галлии, проникали в страны другой культуры или лишь с зачатками культуры, а с этими формами шли и греческая литература, и греческое искусство, и греческая наука. Они теряли свой национальный характер, приспособляясь к новой жизни и новым условиям; вырастала культура вненациональная, мировая, космополитическая. Сирийцы, евреи, египтяне и др. начинают писать на греческом языке, пользоваться греческими методами исследования, развивать возникшие в Греции литературные формы; элементы греческой архитектуры, скульптуры, живописи сливаются с местными, причем, не смотря на всю оригинальность новообразований, в основе лежит все-таки греческий шаблон.

Символом эллинизма является Александрия Египетская. Развитие в ней эллинистической культуры связано с тем, что там накопился богатый материал, накопленный поколениями египетских и ассиро-вавилонских наблюдателей и регистраторов. К ним стали применяться методы греческой науки: сравнительный метод входит в общий обиход. Особое развитие приобретает применение научных открытий и научного метода к обыденной жизни в области техники. Остроумнейшие приборы и машины в значительной степени меняют жизненный уклад горожанина. Широкое производство бумаги и пергамента дает книге широкое распространение.

Литература развивается на одних и тех же греческих образцах. Гомер лежит в основе, рядом с ним – трагики и лирики, приблизительно в том выборе, в каком они дошли до нас, философы – главным образом Платон и Аристотель, историки – Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Торжествуют индивидуализм и космополитизм. Соответственно самый популярный жанр – лирика, в т.ч. и женская (Сафо, Коринна). В эпоху эллинизма добродетельными считаются другие качества – прожить спокойно и незаметно в условиях нестабильности. Чертой новой литературы была большая и более интимная близость с окружающей средой, прежде всего – с природой с сильно сентиментальным оттенком. Жанры буколика (античная пастушеская поэзия) и идиллия – создания чисто городского человека, для которого деревня и природа привлекательны как редко достигаемое развлечение. Обыденная жизнь проникает в литературу через прозаическую новеллу.

Смешение национальностей, широкий кругозор, знакомство с массой стран и народов, неминуемо должны были отразиться и на эволюции религиозного миросозерцания эллинистического общества.

Возникают синкретические культы. Особо зримое воплощение эллинизм имеет в материальных атрибутах погребального церемониала. Обнаруженные в оазисе Фаюм, в Северной Африке, написанные на дереве портреты умерших людей демонстрируют синкретизм культур, характерный для эллинистической эпохи. Тела мумифицированы и обернуты в пелены в соответствии с египетской традицией, но вместо погребальных масок к ним прибинтованы исполненные темперой изображения лиц покойных. Очевидно, что мода и стиль жизни у этих жителей Северной Африки испытал сильное влияние греческой, а потом и римской моды. Но хоронить близких они предпочитали по древним обычаям.

Эллинистические города Северного Причерноморья отличает смешение культур античной, левантийской (ближневосточной) и скифской. Масляные светильники в домах жителей Херсонеса и Фанагории могли изготовляться в виде фигурок одетой по римской моде матроны, скифа в кожаной куртке, молодого человека в тоге. Погребальные памятники в Горгиппии (ныне Анапа) сохранили признаки множества культов, которые исповедовались его населением. «Глаза Гора» и солнечные диски соседствуют с крестами и пальмовыми ветвями. На одном из барельефов изображена женщина, держащая в руках яйцо – символ возрождения.

Влияние эллинистической культуры простиралось далеко на Восток. Когда буддизм вышел за рамки Индии и стал распространяться в Кушанском царстве, связанном с Индией тесными экономическими связями, он претерпел существенные изменения. Привлекательный за счет простоты исполнения обрядов, он в то же время лишался значительной части своего обаяния в глазах масс из-за того, что они не могли видеть своего нового бога. Буддистские круги стали формировать зримый образ Будды, используя черты бога Митры и традиции греческой иконографии, распространившейся в регионе после походов Александра Македонского. В последующем не только буддистская, но и индуистская агиография стали результатом эллинизации Востока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: