Первичный рынок ценных бумаг -понятие, в общем-то, абстрактное: не существует какого-то места в пространстве, где бы он располагался. Ежедневно сотни предприятий производят размещение новых ценных бумаг. Поэтому можно говорить о том, что первичный рынок существует в распределенной форме. Как уже ранее говорилось, на первичный рынок ценные бумаги поступают большими сериями, или траншами.
Участники первичного рынка ценных бумаг:
1) физические лица;
2) юридические лица — промышленные компании, фирмы коммерческие банки, страховые общества, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды;
3) государство, органы регионального и муниципального управления.
На первичном рынке также активно действуют инвестиционные банки и компании, помогающие остальным участникам рынка осуществлять грамотные вложения; можно утверждать, что эти институты выполняют сервисные функции. Кроме того, инвестиционные банки и компании, работая одновременно с несколькими эмитентами, связывают первичный рынок ценных бумаг в единое целое.
На первичном рынке размещаются в основном акции и облигации.
Юридические лица размещают на первичном рынке акции:
1) для формирования уставного фонда;
2) увеличения уставного фонда;
3) реорганизации.
Паевые инвестиционные фонды размещают свои акции среди инвесторов, привлекая, таким образом, необходимый капитал.
Государство, органы регионального и муниципального управления, а также частные инвесторы акции не выпускают.
Если перечень участников первичного рынка ценных бумаг выступающих на нем в роли эмитента ограничен, то инвестором может быть каждый.
Инвесторы делятся на два большие класса:
- индивидуальные;
- институциональные.
Индивидуальные инвесторы вкладывают свои денежные средства в ценные бумаги самостоятельно или через институциональных инвесторов, которые выступают в роли посредников.
К институциональным инвесторам относятся: коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды.
Инвестор покупает акцию с целью:
• получения дохода;
• размещения временно свободных денежных средств;
• получения контроля над предприятием-эмитентом. Доход от акции складывается из двух компонентов:
• получение дивидендов;
• рост стоимости акции на вторичном рынке.
Юридические лица размещают на первичном рынке облигации:
- для привлечения денежных средств на реализацию каких-либо проектов;
- документального оформления и реструктуризации долга;
- погашения локального дефицита бюджета.
Государство, органы регионального и муниципального управления также выходят на первичный рынок облигаций в качестве эмитентов. Первичный рынок государственных облигаций очень тесно связан с вторичным рынком; вместе с ним он образует единую систему, играющую в жизни общества огромную роль.
Физические лица, как правило, облигаций на первичном рынке не размещают, так как с точки зрения всего рынка объем их займов незначителен, а гарантии ненадежны.
Инвесторами на первичном рынке могут выступать все участники рынка. С точки зрения инвестора, облигация — это инструмент:
• получения дохода;
• размещения временно свободных денежных средств;
• планирования финансовой деятельности предприятия;
• страхования от понижения процентной ставки.
Доход владельца облигации (инвестора) складывается из номинальной стоимости и купонных процентов (в общем случае). Для того чтобы первичный рынок облигаций успешно функционировал, инвесторы должны располагать необходимым объемом временно свободных денежных средств, достаточным для покупки серии облигаций. Так как каждая облигация имеет фиксированное время погашения, покупая ее, инвестор может планировать свою будущую финансовую деятельность; впрочем, он может продать ее досрочно на вторичном рынке, если таковой существует.
Облигацию с фиксированными купонными выплатами можно рассматривать как инструмент страхования от понижения процентной ставки, так как если ставка падает, владелец облигации оказывается в выигрыше: он заранее вложил свои деньги с выгодой.
Цель эмитента акций на первичном рынке ценных бумаг - размещение запланированного транша по максимально возможной цене. Разница между фактической совокупной ценой размещения серии новых акций и их совокупной номинальной стоимостью называется учредительной прибылью.
Цель эмитента облигаций на первичном рынке ценных бумаг - размещение запланированного транша по максимально возможной цене Чем выше будет цена покупки облигации инвесторами, тем дешевле обойдется заем эмитенту. Размещая облигации, эмитент обязан предусмотреть конкретный механизм выплаты процентов по ним и их погашения. Объем выпуска надо сделать оптимальным: на облигации должен сохраняться спрос со стороны инвесторов, следовательно, объем эмиссии не должен быть большим. Цель покупателя акций (инвестора) на первичном рынке — купить подешевле надежные акции наиболее перспективных предприятий, чтобы затем получить обильные дивиденды и выиграть в дальнейшем от роста стоимости ранее купленных ценных бумаг.
Цель покупателя облигаций (инвестора) на первичном рынке -купить подешевле надежные облигации наиболее перспективных эмитентов, чтобы затем получить доход в виде разницы между ценой покупки и продажи (погашения) облигации, а также в виде купонных процентов.