Богословие послания Святого Апостола Павла к Ефесянам.
Христология и экклесиология. Образы Церкви в послании.
Иудеи и язычники в Церкви.
Ответ
Главная догматическая тема Послания – единство Церкви, а через неё и всего тварного мира, где единый глава – Христос.
Христос – духовный Центр всего сотворённого. Он же и глава Церкви, а Церковь – Тело Его.
Экклесиология строится на духовных образах Церкви:
1) как храма Божьего с краеугольным камнем Христом (2:10-22);
2) как Тела Христова (1:10, 22-23: «Полнота наполняющего все во всем»; 3:6; 4:4-7,11-16);
3) как Невесты Агнца Христа (5:23-32).
Церковь представляется как новое творение, созданное во Христе, как полнота и совершенство мирового бытия. Всё послание проникнуто идеей единства. Как един Христос, так едина и Церковь – Тело Христово; через единство Церкви объединяется всё человечество и вся тварь (2:11-22; 1:10).
Любовь как основа созидания Церкви. О благодатном единении всего небесного и земного во Христе по посланию к Ефесянам.
|
|
«Одно тело и один дух», «один Господь, одна вера, одно крещение», «один Бог и Отец всех» (Ефес. 4:4-6).
В этом послании мы найдём три экклезиологических образа, именно – Церковь Тело Христово (1 глава), Церковь Храм Христов (2 глава) и Церковь невеста Христова (5 глава), и учение о трёх существенных свойствах Церкви. Церковь единая (4 глава), святая (5 глава), апостольская (2 глава). О кафоличности, соборности Церкви Апостол Павел не говорит, но очень близко подходит к этому образу. Церковь, как явление кафолическое и в пространстве, и во времени.
Церковь – Тело Христово.
Бог возвеличил Христа. Он же, как Спаситель всего тварного, по праву является «главою Церкви, которая есть Тело Его», всецело проникнутое Его живым присутствием: «полнота Наполняющего все во всем» (Ефес.1:22-23).