Бездомным считается человек, не имеющий жилья (на основе права собственности или права аренды и т.п.) или регистрации по месту жительства или пребывания. Бездомный — это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.
Общая численность бездомных в России определяется по-разному. По данным МВД 2002 года, их около 4 млн. Эти данные учитывают в основном людей без регистрации, живущих на улице. "Домашние бездомные" – снимающие жилье, живущие у знакомых или родственников без регистрации, – составляют еще не менее 6 млн.
По результатам опросов бездомных в рамках межрегионального исследования "Правовые и социальные аспекты проблемы бездомности", проведенных в 2005 г. в семи регионах РФ Межрегиональной сетью "За преодоление социальной исключенности" самая частая причина потери жилья и регистрации (38%) - семейные обстоятельства. На втором месте (19%) - мошенничество (прежде всего при совершении сделок с недвижимостью), на третьем (11%) – отсутствие жилья на момент освобождения из заключения. 11% принудительно выселили из занимаемого ими жилья, самостоятельно продали свою жилплощадь 10% опрошенных, и лишь для 3% это стало так называемым личным выбором. 2% бездомных – не получившие жилье выпускники детских домов.
|
|
По данным стандартизированного опроса, не имеют полного среднего образования лишь 10,4% бездомных. Общее среднее имеют 24% бездомных. Две трети бездомных имеют профессиональное образование: 9,7% окончили профессионально-технические училища или профессиональные лицеи (начальное профессиональное образование); 44,1% окончили техникумы, колледжи (среднее профессиональное образование); 7,6% окончили вуз и еще 4,3% сообщили о наличии неоконченного высшего образования.
Лишь около 11% опрошенных бездомных не сообщили о конкретных профессиях и квалификациях, которыми они располагали. Почти 60% бездомных сообщили о наличии у них одной профессиональной квалификации и еще почти треть – о наличии двух и более специальностей (как правило, в смежных отраслях), в том числе 7% – о наличии трех специальностей.
В восприятии общества все бездомные (вне зависимости от причин, по которым они оказались на улице) объединены в одну социальную группу. При этом подавляющее большинство уверены, что бездомные "сами виноваты" – все сделали для того, чтобы оказаться на улице (пропили квартиру, не оформили вовремя регистрацию), а теперь не предпринимают никаких усилий, чтобы выкарабкаться со дна. Господствует в общественном сознании и миф об опасности, исходящей от бездомных. Такую опасность ощущают 40% небездомных респондентов.
|
|
Ужасы бездомной жизни воспринимаются обществом как норма. Людей совершенно не удивит смерть бездомного на улице от голода или холода и будет ими воспринято как нечто из ряда вон выходящее, если он, скажем, примет участие в голосовании.
Бездомные часто подвергаются физическому насилию, причем со стороны как сограждан, так и должностных лиц (преимущественно милиционеров). По данным исследования, физическое насилие во время бездомности испытал на себе 61,1% опрошенных.
Общественное равнодушие и неприятие не могут не сказываться на сознании бездомных. Они даже в экстренных ситуациях не обращаются за медицинской помощью. Данные опроса показали, что чуть более половины опрошенных бездомных пытались решить проблему жилья и прописки, но безрезультатно, немногим более трети даже не предпринимали никаких попыток из-за отсутствия средств, документов и осознания безнадежности предприятия.
Уличная бездомность в России носит затяжной характер (количество бездомных не уменьшается, средний срок бездомности – около семи лет). Ресоциализация бездомного, утратившего здоровье, квалификацию, социальные навыки, становится очень дорогостоящей и практически невзможной.
Из всех инноваций социальной политики государства бездомные исключены – опять же в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Бюджеты программ и нацпроектов составляются в расчете на зарегистрированное население. Замеры качества жизни, улучшение которого сегодня формулируется как одна из основных задач, также ведутся по учтенным гражданам. 10 млн. остаются "за рамками" - даже программ по борьбе с бедностью.
Сейчас государственные меры поддержки бездомных ограничиваются, как правило, предоставлением ночлега и материальной помощи (в недостаточном количестве. Единственный российский город, в котором к проблеме бездомности существуют комплексные подходы, а соответствующие организации действуют сообща - Санкт-Петербург. Производятся попытки соединить в единую сеть все городские службы, работающие с бездомными, – государственные и негосударственные. В других городах помощь бездомным только начинает развиваться.
СМИ играют важную роль в воспитании толерантности российского общества по отношению к бездомным. На сегодняшний день СМИ в основном распространяют и закрепляют стереотипы отношения к бездомным, питающие предрассудки и страхи. Очень плохо пока обстоят дела с социальной рекламой, что говорит о недостаточной компетентности властей, гражданского общества и бизнеса – ее заказчиков. Необходимы общественные мероприятия и акции, привлекающие внимание к проблеме бездомности и бедности, распространение информации, дискуссии о возможных путях решения проблемы.
Должен быть разработан комплексный подход к решению проблем бездомности, который бы сочетал развитие социальных услуг и федеральные программы, включающие людей без регистрации в действующие социальные институты и предотвращающие маргинализацию бездомных. Нельзя ограничиваться только предоставлением социальных услуг (в виде ночлега и материальной помощи) – следует принимать меры по возвращению бездомных к обычной жизни, помогать им заново обрести социальный статус, проводить профилактику бездомности, устраняя ее причины, оказывать бездомным психологическую помощь.
Необходимо наладить систему обеспечения бездомных документами, удостоверяющими личность лиц без гражданства и не имеющих места жительства, или ввести и для них облегченную процедуру получения паспортов. На сегодняшний день в ряде российских регионах введены в оборот документы об альтернативной регистрации. Это различного рода справки, выдаваемые государственными учреждениями и действующие только в том регионе, где они выданы. Документ не имеет официального статуса, но все же частично заменяет удостоверение личности, дает (по согласованию с городскими властями) ее обладателю возможность получить некоторые виды помощи (например, медицинской).
|
|
Очевидно, что система местной альтернативной регистрации позволяет решить только часть проблем. Институт регистрации должен измениться на федеральном уровне. Необходимым представляется введение третьей формы регистрации – по месту фактического проживания на территории муниципального образования. Человек должен иметь возможность зарегистрироваться, арендуя комнату, живя у знакомых, в социальных учреждениях или ночуя в парке, как это практикуется в большинстве европейских стран. С мая 2008 года в Петербурге функционирует рабочая группа по разработке предложений о создании нового вида учета. Правительство РФ в 2008 году приступило к разработке законопроекта о профилактике бродяжничества и социальной реабилитации бездомных, концепция которого также включает вопросы, связанные с изменением системы регистрации.
Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества – сделать все для того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения.