Главное назначение социальных технологий — регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств.
Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.
Типология в социальной работе:
а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий;
б) выполняет прогностическую функцию
в) выполняет ориентировочную функцию.
Существует следующая классификация социальных технологий:
¦технологии поиска стратегии управления;
¦технологии социального моделирования и прогнозирования;
¦информационные технологии;
¦внедренческие технологии;
¦обучающие инновационные технологии;
¦технологии прошлого опыта.
уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:
¦глобальные технологии;
¦демографические;
¦экономические;
¦военные;
¦технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.
Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:
|
|
¦социально-экономические;
¦социально-политические;
¦социальные;
¦духовные.
Проблемы технологизации процессов социальной работы.
Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы:
- технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития);
- технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов;
- технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций.
Помимо такого сквозного деления можно выделить типы технологий, которые имеют своей целью возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации). Каждая из этих технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Наконец, возможно выделение технологий деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, в предразводной семье и т. д.). Нетрудно заметить, что единая типология технологий социальной работы принципиально невозможна, так как любой принцип классификации выбирается произвольно, в соответствии с целями деятеля. Он имеет значение для научного исследования, для учебных целей, в реальной же действительности обращение к тому или иному виду технологии зависит от сути социальной проблемы.