Творчество в технологии социальной работы

Социальная работа — это многофункциональная профессиональная деятельность. По своему организационно-формальному признаку ее можно представить как систему процедур, приемов и методов, осуществляемых в процессе решения сложных и слабоструктурированных социальных проблем. Однако владение процедурами и операциями не является еще владением технологией. Технология социальной работы тесно связана с искусством решения проблем. А это обстоятельство поднимает ее до уровня творчества, поскольку шаблон не допустим в работе с людьми.

Формулировка и определение цели — важная ориентирующая процедура в технологии социальной работы. Она служит для определения основного направления действия. В социальной сфере технологический процесс носит творческий характер, он не может быть линейным. Ряд операций может осуществляться параллельно либо в обратном направлении. Определенные процедуры могут меняться местами.

При формулировании цели в социальной работе особое внимание уделяется нравственным аспектам. При этом социальному работнику необходимы исключительная ответственность, творческий, нешаблонный подход, инициатива. Основным этическим правилом специалиста социальной работы должно быть: «Не навреди!». Решение этого вопроса зависит от личности субъекта целеполагания, его профессиональных и личностных качеств.

Практическая потребность и значимость социальной проблемы не только активизируют деятельность специалистов социальных служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску технологических решений творческий, новационный характер.

Как показывает опыт, распознание, формулирование и решение личностных проблем составляют содержание основной функции специалиста в области социальной работы. Разрешение личностных проблем — дело не только сложное, но и деликатное, непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, казенщины и бездушия, умение своевременно вносить коррективы в технологический процесс — важнейший показатель профессионализма специалиста социальной работы.

Научная организация труда в социальной работе.

Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальномуразвитию общества и обуславливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействияна развитие и поведение социальных общностей, групп и личности: закономерности, принципы и методы социальной работы с различными социальнымигруппами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения;структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживаниянаселения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы с социологией: социология изучает общество, поведение и убеждение специфических групп -- семей, детей, мужчин;женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальныепроблемы, обеспечивать владение персональными навыками и техниками.

Социальные работники используют данные психологии. Эта дисциплина тесно связана с социальной работой. Психологи, изучая индивидов, пытаютсяпонять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на их психику и поведение, а также психологию коллективов.

Социальная работа также взаимосвязана с социальной экологией. Двойная фокусировка ее и на человеке, и на окружающей среде, а еще шире --человеке и природе, -- обуславливает ее экологическую сущность. Она позволяет определить модели отношения между организмами и их окружением. Дляэтого необходимы знания не только социологии и психологии, но и биологии, которая помогает понять, как функционирует человеческий организм,включая репродуктивные процессы и влияние генетики на проведение и восприятие.

Многие программы обучения социальных работников требуют достаточно основательной медицинской подготовки. Например, сложившаяся на Западепрофессия трудотерапевта (специалиста, работающего непосредственно с инвалидами) предусматривает получение знаний в области медицины иреабилитационного консультирования.

Еще одной смежной дисциплиной, необходимой при получении профессии социального работника, является правоведение. Без знания законодательныхактов, основания теоретических и практических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения и т.д. сложно давать консультацииклиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

Многоплановость и многовариантность содержания деятельности специалиста по социальной работе распространяется и на область управления. Поэтомуменеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов.

Место в системе наук. Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются черезкомплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода.Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежныхобластей знания как социология, психология и т.д.

При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: