Правовые средства мирного урегулирования международных конфликтов

Международно-правовой запрет на применение силы и угрозы силой в отношениях между суверенными государствами и международно-правовой принцип мирного разрешения международных споров пред­полагает наличие механизмов для реализации мирной альтернативы. В современном международном праве предусмотрен целый ряд мир­ных способов улаживания конфликтных ситуаций. В их число входят международные переговоры, предоставление добрых услуг и посредни­чество (см. главы XIII и XIV). Эти способы используются в практике международных отношений на основе складывавшихся на протяже­нии длительного времени обычаев. Иными словами, в их основе лежат обычные нормы международного права. Эти же нормы поначалу опре­деляли и порядок проведения консультаций, в ходе которых спорящие стороны периодически обмениваются мнениями по интересующим их вопросам, для того чтобы в итоге реализовать достигнутые соглаше­ния по урегулированию конфликта между ними. Сегодня обычными нормами предусматриваются факультативные консультации, а поря­док проведения обязательных консультаций отражен в некоторых ме­ждународных договорах и нормативных актах международных орга­низаций.

Устав ООН предусматривает возможность создания международ­ных следственных комиссий, которые учреждаются на основании осо­бого соглашения между конфликтующими сторонами. Следственные комиссии расследуют обстоятельства возникновения инцидента и конфликтной ситуации между соответствующими государствами. Ме­ждународные следственные комиссии не обязаны определять степень вины или ответственности какой-либо из сторон, они должны лишь восстановить картину происшедшего. Конфликтующие стороны нахо­дят мирный вариант решения спорных вопросов, опираясь на выводы международной следственной комиссии либо самостоятельно; кроме того, спор может рассматриваться международной инстанцией в поли­тическом или юридическом порядке.

В некоторых международных договорах предусмотрено создание примирительных комиссий. Порядок формирования и работы таких комиссий указан в ст. 85 Венской конвенции о представительстве го­сударств в их отношениях с международными организациями. При-

262 Глава XV. Международное право и международные конфликты

мирительные комиссии создаются в соответствии с этой конвенцией тогда, когда консультации между участниками спора не привели к его решению. В комиссию входят три члена, двое из которых представля­ют спорящие стороны, а третий избирается первыми двумя председа­телем комиссии из числа лиц, пользующихся их доверием. Если пред­ставители конфликтующих сторон в течение месяца не могут избрать председателя, его назначает главное должностное лицо той организа­ции, при которой рассматривается спор. В таком случае председатель должен обладать высокой юридической квалификацией и при этом не быть гражданином конфликтующих государств или должностным ли­цом организации, учреждающей примирительную комиссию. В отли­чие от следственных комиссий примирительные комиссии должны давать толкование фактов, характеризующих суть конфликтной си­туации, и вырабатывать рекомендации по ее преодолению.

Способы разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций непосредственно органами международных организаций описаны как в их уставных документах, так и в международно-правовых актах бо­лее общего характера. Порядок рассмотрения споров внутри Органи­зации Объединенных Наций отражен в отдельных положениях ее Ус­тава, а также в принятых Генеральной Ассамблеей ООН документах универсального характера. Таковы, например, «Декларация о предот­вращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области» (1988 г.), «Декларация об установлении фактов Организацией Объе­диненных Наций в области поддержания международного мира и безопасности» (1991 г.). В соответствии с данными нормативными до­кументами государства, втянутые в спорные, конфликтные ситуации, должны учитывать возможность обращения в соответствующие орга­ны ООН для получения советов и рекомендаций по использованию превентивных мер урегулирования разногласий.

Непосредственным участникам конфликтов и государствам, чьи интересы так или иначе им затронуты, рекомендуется обращаться в Совет Безопасности ООН на более ранней стадии конфликта. В ходе консультаций, которые проводятся Советом Безопасности по обсуж­даемой спорной проблеме, этот орган может напомнить государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу ООН и в со­ответствии с нормами и принципами международного права. Совет Безопасности может обращаться к заинтересованным государствам с призывом воздержаться от действий, способствующих эскалации на-

§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 263

пряженности, и принять меры по преодолению спора мирными сред­ствами. Сам Совет Безопасности должен разрабатывать и предлагать конфликтующим сторонам процедуры преодоления спора. В случае необходимости Совет Безопасности может уже на ранней стадии раз­вития конфликта направить туда специальную комиссию для сбора информации, а также предоставить спорящим сторонам добрые услу­ги. Если возникает потребность в использовании силовых ресурсов для обеспечения мирного выхода из конфликтной ситуации, Совет Безопасности вправе принимать решение о направлении в зону кон­фликта военных наблюдателей или сил по поддержанию мира (см. главу XVII). В соответствии с Уставом ООН кроме Совета Безопасно­сти в разрешении международных споров в рамках своей компетен­ции могут принимать участие Генеральная Ассамблея и другие струк­туры Организации Объединенных Наций, а также лично Генеральный секретарь ООН.

Правовые основы для решения региональных международных спо­ров дает ст. V Пакта Лиги арабских государств от 1945 г. Эта статья гласит, что в случае, если два государства — члена ЛАГ обратятся в Совет Лиги для разрешения возникшего между ними спора, то реше­ние Совета по этому вопросу будет окончательным и обязательным для всех участников организации. Кроме того, Совет Лиги арабских государств имеет право предлагать свои добрые услуги по урегулиро­ванию конфликтных ситуаций, которые могут стать причиной войны между государствами — членами Лиги, либо между ними и третьими государствами.

Один из способов мирного урегулирования международных кон­фликтов — обращение к третейскому суду (см. главы VI, IX, XIII). Се­годня высший арбитражный орган в мире — Палата третейского суда в Гааге, существующая с 1899 г. В соответствии с «Конвенцией о мир­ном разрешении международных столкновений» (1907 г.) каждое го­сударство — участник этой Конвенции может назначить в качестве третейских судей не более четырех человек, обладающих соответст­вующей международно-правовой подготовкой и желающих выполнять арбитражные функции. Члены Палаты назначаются на шестилетний срок, причем их полномочия могут возобновляться.

Правом обращения в палату третейского суда обладают не только государства — участники Конвенции 1907 г., но и государства, не уча­ствующие в ней. Стороны конфликта выбирают по согласию третей­ских судей из общего списка членов Палаты, которые и выносят затем

264 Глава XV. Международное право и международные конфликты

арбитражное решение, а также составляют так называемую третей­скую запись, где оговариваются условия арбитража. После согласова­ния всех формальностей они сообщают в аппарат Палаты третейского суда свое решение обратиться к ней, передают текст третейской запи­си и список судей. Заседание суда происходит при закрытых дверях в обстановке секретности. Все решения судьи принимают большинст­вом голосов, причем эти решения являются обязательными и в соот­ветствии с условиями арбитража должны выполняться сторонами не­зависимо от того, соответствуют они или нет их первоначальным тре­бованиям.

В XX столетии начала сбываться мечта таких мыслителей, как Г. Гро-ций, Э. Крюсе, Ш. И. де Сен-Пьер, Дж. Бентам, — создание на основе международного права судебного механизма по разрешению конфликт­ных ситуаций в международных отношениях. В современном мире су­ществуют несколько международных судебных учреждений, наиболее важное из которых — Международный суд Организации Объединен­ных Наций. Данный суд имеет статус одного из высших органов ООН (см. главу XVII). Он выступает в качестве преемника действовавшей под эгидой Лиги Наций Палаты международного правосудия. После создания Организации Объединенных Наций в 1945 г. Палата была преобразована в Международный суд ООН. Как ранее, так и сейчас высшая международная судебная инстанция находится там же, где и высший международный арбитражный орган, — в голландском городе Гааге.

Международный суд ООН состоит из пятнадцати независимых су­дей. Судьи должны отвечать высоким моральным критериям и иметь авторитет как специалисты в области международного права. Члены суда участвуют в его деятельности лично, т. е. не представляют го­сударство, гражданином которого они являются, но при этом не до­пускается наличие в составе суда двух и более человек с одинаковым гражданством. Членов суда избирают из числа кандидатур, предло­женных государствами Генеральному секретарю ООН. Процедура из­брания проходит раздельно на заседаниях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Срок полномочий судьи — девять лет, причем каждые три года переизбираются пять судей. Международный суд ООН принимает к рассмотрению дела только с участием суверенных государств, юридические и физические лица обращаться в суд не име­ют права. Большая часть государств мира признают лишь факульта­тивную юрисдикцию Международного суда, т. е. то, что он может рас-

§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 265

сматривать споры с участием того или иного государства только с их согласия. Государства, признавшие юрисдикцию Международного су­да обязательной, не могут отказаться от участия в рассмотрении дел, которые их затрагивают.

Международный суд ООН принимает решения на основе между­народных конвенций, определяющих порядок рассмотрения междуна­родных споров, международных обычаев, общих принципов права, признаваемых всеми нациями и государствами. Судопроизводство в суде состоит из двух этапов — письменного и устного. На первом этапе суд получает и изучает письменные материалы, поступившие от сто­рон; на втором этапе заслушиваются выступления их представителей, адвокатов и других участников процесса. Заседания проходят как в общем составе, при присутствии не менее девяти судей, или, по осо­бым решениям, в рамках специально для этого созданной палаты бо­лее узкого состава. Каждый год суд избирает из своего состава Палату упрощенного производства, а в 1993 г. была создана специальная Па­лата для рассмотрения вопросов экологического характера. Решения Международного суда не раз останавливали опасное развитие между­народных конфликтов.

Многие дела, рассматриваемые Международным судом ООН, бы­ли связаны с кризисными ситуациями в мировой политике. Так было в 1980 г., когда суд рассматривал иск США к Ирану по поводу захвата и удержания американского посольства в Тегеране вместе с находив­шимися там заложниками. Международный суд вынес решение, со­гласно которому иранская сторона должна была возвратить помеще­ние посольства, освободить заложников и выплатить США компенса­цию. Но американский запрос был отозван до выплаты компенсации, поскольку стороны сумели достигнуть двустороннего соглашения.

Вынесенное Международным судом в 1971 г. определение по за­просу Совета Безопасности ООН о законности оккупации ЮАР тер­ритории Намибии сыграло свою роль в обретении населением этой африканской страны свободы и независимости. Международный суд рассматривал территориальные споры, например конфликт между Марокко и Мавританией по вопросу о принадлежности Западной Са­хары. Помимо судебных решений по межгосударственным спорам Международный суд по запросу органов ООН, других международ­ных организаций и отдельных государств дает консультативные за­ключения, содержащие международно-правовую трактовку спорных вопросов.

266 Глава XV. Международное право и международные конфликты

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные этапы развития международного права.

2. Чем современное международное право отличается от междуна­родного права предшествующих исторических эпох?

3. Что такое система современного международного права?

4. Дайте характеристику основных принципов международного пра­ва и их роли в регулировании международных отношений.

5. Какие проблемы могут возникать в процессе применения норм и принципов международного права и каковы возможные пути их решения?

6. Охарактеризуйте международно-правовые основы международно­го арбитража и судопроизводства.

7. Какова роль международных судебных и арбитражных процедур в мирном урегулировании международных конфликтов?

8. Охарактеризуйте деятельность Международного суда ООН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: