Эволюция правовых средств регулирования вооруженных конфликтов

Главная цель правового регулирования международных конфликтов за­ключается в предотвращении вооруженной борьбы и обеспечении мирного решения возникающих межгосударственных споров. Если международный конфликт вступил в военную стадию и вооруженная борьба уже началась, то неизбежно возникает проблема правового ре­гулирования самой вооруженной борьбы.

Международные обычаи ведения военных действий складывались со времен глубокой древности, их соблюдение стало традиционным. Например, сформировалась традиция объявления о начале военных действий, традиция гуманного отношения к военнопленным, которых первоначально просто убивали или обращали в рабство. В XVII в. вы­дающийся голландский мыслитель Гуго Гроций в своем капитальном труде «О праве войны и мира» выдвинул идею деления войн на несправедливые, подлежащие полному и безусловному запрещению, и справедливые, правила ведения которых должны четко регламенти­роваться международным правом.

Однако время кодификации, т. е. права вооруженных конфликтов, наступило лишь во 2-й половине XIX в. Объективная основа для этого сформировалась именно в тот период, потому что в середине XIX сто­летия в результате военно-технической революции радикально изме­нились масштабы и последствия ведения военных действий. Новые формы и способы вооруженной борьбы потребовали и новых средств правового регулирования. Совершенствование этих средств шло по трем основным направлениям. Во-первых, в нормативных актах за­креплялись сложившиеся правила ведения войн и одновременно фор-

268 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов

мулировались новые правила, которые стали необходимыми в изме­нившихся условиях. Во-вторых, запрещались наиболее опасные для отдельных людей и общества в целом средства и способы ведения во­енных действий. В-третьих, обеспечивалась правовая защита жертв вооруженных конфликтов. На рубеже XIX–XX вв. основное внима­ние уделялось первому и второму направлению, а с середины XX сто­летия, после окончания Второй мировой войны, акцент сместился в сторону третьего направления.

Стремление запретить или ограничить применение опасных для людей видов оружия и способов его использования было ответом на резко ускорившийся прогресс военного дела и военной техники.

Значительный вклад в дело ограничения использования средств уничтожения внесла и дореволюционная российская дипломатия. В 1869 г. по инициативе Российской империи была подписана Петер­бургская конвенция о запрещении ядовитых и взрывающихся пуль. Впоследствии международно-правовыми актами было запрещено ис­пользовать яды, ядовитые газы, бактериологическое и химические ору­жие, мины-ловушки, средства воздействия на окружающую среду, за­жигательное оружие и т. д.

Однако военно-технический прогресс продвигался столь быстры­ми темпами, что попытки сохранить жесткие правовые ограничения на использование оружия, порожденного этим прогрессом, оказались в целом безуспешными. Накануне Первой мировой войны было запре­щено использовать воздушные шары для иных целей, кроме целей разведки и связи, но о самолетах, которые в то время считались экзо­тической новинкой, упомянуть забыли. Стремительное развитие авиа­ции и ее использование в военных целях во время Первой мировой войны выпустили джинна воздушной войны из бутылки, и загнать его обратно не смогла даже Гаагская конвенция 1907 г. Таким образом, ме­ждународное право закрепило положение, в соответствии с которым сбрасывать взрывающиеся снаряды (бомбы, ракеты) с воздушных ша­ров нельзя, а с самолетов и вертолетов — можно. Тем не менее право­вые ограничения в использовании военной авиации все же были вве­дены: было запрещено подвергать бомбардировкам незащищенные на­селенные пункты и уничтожать с воздуха невоенные объекты.

Особое значение для правового регламентирования состояния вой­ны и определения статуса участников военных действий имеют Гааг­ские конвенции 1899 и 1907 гг. Согласно уже упоминавшейся Гаагской конвенции 1907 г., одно государство может начинать военные дейст-

§ 1. Эволюция правовых средств регулирования конфликтов 269

вия против других государств только после объявления состояния войны.

Состояние войны — это особое правовое положение, при котором дипломатические и консульские отношения между воюющими го­сударствами прерываются, все ранее заключенные между ними дву­сторонние договоры разрываются, приостанавливается действие норм многосторонних договоров, имеющих отношение к участву­ющим в военных действиях странам; прекращаются и запрещают­ся связи с физическими и юридическими лицами противополож­ной стороны в торгово-экономической сфере; находящиеся на чужой территории граждане враждебного государства могут быть интернированы, а торговые суда, плавающие под флагами таких государств и находящиеся в этот момент в портах неприятеля, за­держиваются и даже реквизируются.

Дипломатические и консульские работники, а также члены их се­мей получают право въезда на территорию своего государства на вза­имной основе и по взаимной договоренности. Наряду с дипломатами такой возможностью могут воспользоваться и другие граждане этого государства. Так произошло, например, после начала Великой Отече­ственной войны, когда советским дипломатам в Берлине удалось до­биться права выезда из Германии вместе с сотрудниками посольства и консульских учреждений для тех советских граждан, местонахожде­ние которых было установлено и которых удалось собрать вместе.

С момента объявления войны и начала реальных военных дейст­вий появляется театр войны, т. е. те пространства и территории, на которых противоборствующие стороны получают законное право при­менять вооруженную силу по отношению друг к другу. В театр войны входит морская и сухопутная территория воюющих государств, а так­же их суверенное воздушное пространство. В театр войны, кроме это­го, могут входить открытое море и международное воздушное про­странство, а также космическое пространство, за исключением Луны и других небесных тел.

В театр войны в соответствии с нормами международного права не могут входить Антарктида, архипелаг Шпицберген, Аландские остро­ва, зона Суэцкого и Панамского каналов, а также сухопутные и мор­ские территории и воздушное пространство государств, не принимаю­щих участия в войне. В первую очередь это относится к нейтральным государствам.

270 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов

Нейтралитет — это особый правовой статус, который государства устанавливают для себя как на постоянной основе, так и только по от­ношению к конкретному вооруженному конфликту. Постоянный ней­тралитет таких стран, как Швейцария или Австрия, означает принци­пиальный отказ от участия в любых войнах, но сохранение за выбрав­шими такой статус государствами права на самооборону в случае внешней агрессии. Такие нейтральные страны и в мирное время не мо­гут быть членами военных блоков, предоставлять свою территорию для размещения вооруженных сил и военных объектов каких-либо иностранных государств. В условиях войны все нейтральные государ­ства должны не просто не участвовать в военных действиях, но и отка­зываться от помощи и содействия любой из воюющих сторон. Этим нейтральные (прежде всего нейтральные по отношению к конкретно­му вооруженному конфликту) государства отличаются от просто не воюющих на данный момент государств.

Не обладающие постоянным нейтралитетом государства должны сделать специальное заявление о своем нейтральном статусе и довести его до сведения всех сторон, принимающих участие в вооруженном конфликте. Специального заявления можно не делать, если нейтраль­ный статус в начавшемся военном конфликте вытекает из принятых на себя соответствующим государством обязательств по отношению хотя бы к одной из сторон конфликта.

Статус нейтралитета подразумевает для нейтральных государств ряд прав и обязанностей. Обязанности нейтральных государств та­ковы:

♦ не предоставлять свою территорию для создания военных баз вою­ющих сторон и формирования их воинских частей;

♦ не передавать и не продавать воюющим сторонам боеприпасы, воо­ружения и боевую технику, военные корабли, самолеты и верто­леты;

♦ не разрешать воюющим сторонам задерживать, осматривать и обы­скивать в своих территориальных водах суда, плавающие под лю­бым флагом, и препятствовать в этом воюющим сторонам;

♦ не разрешать оказавшимся по аварийным причинам в их портах и на их территориях военным кораблям и летательным аппаратам воюющих сторон находиться там больше 24 часов; в случае невы­полнения данных условий нейтральное государство получает пра­во интернировать эти корабли и самолеты;

§ 1. Эволюция правовых средств регулирования конфликтов 271

♦ препятствовать тому, чтобы оказавшиеся на их территории боль­ные и раненые воюющих сторон могли после выздоровления снова принимать участие в боевых действиях;

♦ принимать меры для охраны культурных ценностей воюющих го­сударств, попавших на территорию нейтрального государства; по­следние обязаны возвращать такие ценности законным владельцам.

Нейтральные государства обладают следующими правами:

♦ отражать при помощи военной силы попытки воюющих государств нарушить свой нейтральный статус;

♦ предоставлять свою территорию для перевозки, проживания и ле­чения жертв военных действий;

♦ предоставлять воюющим сторонам добрые услуги и посредничест­во в ведении мирных переговоров;

♦ предоставлять убежище военным кораблям, летательным аппара­там и их экипажам, а также личному составу оказавшихся на их территории вооруженных формирований воюющих сторон с после­дующим интернированием;

♦ предоставлять возможность военным кораблям и летательным ап­паратам воюющих сторон пользоваться своей территорией для устранения последствий аварий на срок не более 24 часов.

В свою очередь, воюющие государства должны уважать статус ней­тральных государств и не создавать на их территории военных баз, не переносить на нее военные действия, не злоупотреблять правами вре­менного убежища.

Весьма важное значение как в войнах прошлого времени, так и в со­временных, имеет определение правового статуса непосредственных участников военных действий. К таковым относится не все население воюющих государств, а только та его часть, которая действует на офи­циальной основе и за которую соответствующие правительства несут ответственность. В соответствии с Гаагской конвенцией 1907 г. участ­ники войны делятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатан-тов (несражающихся).

К числу комбатантов относятся:

большая часть личного состава регулярных вооруженных сил вою­
ющих государств, в чьи обязанности входит непосредственное уча­
стие в боевых действиях;

272 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов

♦ личный состав добровольческих отрядов и ополчение воюющих государств, т. е. речь идет о тех, кто по закону не должен был нахо­диться на действительной военной службе, но добровольно вы­звался участвовать в войне;

♦ личный состав партизанских отрядов при соблюдении следующих условий: партизаны должны подчиняться командирам, имеющим связь и ответственным перед собственным правительством, долж­ны иметь отличительные знаки, открыто носить оружие и соблю­дать законы и обычаи ведения военных действий;

♦ повстанцы при соблюдении ими тех же условий, которые опреде­лены для партизан; различия между первыми и вторыми состоят в том, что, во-первых, восстания носят более массовый характер, а состав участников партизанских действий по объективным при­чинам ограничен, во-вторых, восстания ограничены по времени в сравнении с партизанскими действиями;

♦ экипажи гражданских морских и воздушных судов, непосредствен­но участвующих в боевых действиях (перевозке военных грузов, военнослужащих, высадке морских и воздушных десантов);

♦ участники национально-освободительных движений и внутригосу­дарственных вооруженных конфликтов, хотя по отношению к по­следним полной правовой ясности пока нет.

Комбатантами должны считаться и военнослужащие разных госу­дарств мира, включенные в состав вооруженных сил ООН, а также во­енные контингенты, действующие по мандату Совета Безопасности ООН.

Комбатанты имеют право носить оружие и применять его для нане­сения ущерба противнику, но одновременно и против них можно при­менять оружие на законных основаниях. Этим они отличаются от не-комбатантов, которые имеют право лишь на личную самооборону в случае возникновения непосредственной опасности их жизни. Только тогда они могут использовать оружие, хотя оно у них имеется всегда. Если комбатантами могут быть как военнослужащие, так и граждан­ские лица, то некомбатанты — это обязательно военнослужащие, но это та часть состава вооруженных сил воюющих государств, функцио­нальные обязанности которой не связаны с ведением боевых дейст­вий. Это интенданты, медицинский персонал, военные юристы, жур­налисты, а в некоторых армиях — священнослужители.

Все военнослужащие, а также комбатанты из числа гражданского населения, в случае если они попали в руки противника, должны счи-

§ 1. Эволюция правовых средств регулирования конфликтов 273

таться военнопленными и к ним должны применяться те нормы права, о которых речь пойдет дальше. Однако при определении статуса тех, кто вел на поле боя разведывательную деятельность, статуса ино­странных граждан, принимавших участие в военных действиях в со­ставе армий других государств, возникают некоторые трудности. В ме­ждународном праве различаются статусы разведчика, с одной сторо­ны, и лазутчика — с другой. Разведчиком считается военнослужащий, ведущий тактическую разведку в тылу неприятеля, если он не скрыва­ет своей принадлежности к регулярным вооруженным силам, открыто носит военную форму, знаки различия и оружие. Лазутчик скрывает свою принадлежность к соответствующей армии, переодевается в гра­жданскую одежду, прячет личное оружие и выдает себя за безоружно­го либо переодевается в военную форму неприятеля. Такое лицо мо­жет считаться преступником, на которого не распространяются нормы международного права, регламентирующие отношение к военноплен­ным.

К законным комбатантам относятся добровольцы (волонтеры), т. е. иностранные граждане, добровольно вступившие в вооруженные си­лы другого государства. Граждане нейтральных государств действуют без санкции своих официальных властей. Волонтер отличается от на­емника тем, что не получает каких-либо привилегий, выделяющих его из состава военнослужащих армии, в которой он находится. Волонтер не получает денежного вознаграждения, резко превосходящего сумму, положенную другим военнослужащим в соответствии с занимаемой должностью и званием. Наемник получает гораздо большее вознагра­ждение, чем другие военнослужащие, выполняющие такие же обязан­ности в том же месте. Предполагается, что доброволец принимает уча­стие в военных действиях и рискует своей жизнью в соответствии со своими убеждениями, а наемником движут исключительно корыстные мотивы. Наемничество в соответствии с международным правом счи­тается преступлением международного характера, потому наемник, попавший в плен, не приобретает статус военнопленного, а признается уголовным преступником. Следует отметить, что в последние десяти­летия наемники чаще всего входили в состав не регулярных воору­женных сил, а незаконных вооруженных формирований. В некоторых регионах мира наемничество получило большое распространение, что породило повышенный спрос на наемников и расширение практики их вербовки. В соответствии с современными правовыми нормами вербовка населения считается таким же преступлением, как и само на­емничество, т. е. преступлением международного характера, которое

274 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов

должно пресекаться властями всех государств, подписавших соответ­ствующие конвенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: