Главная цель правового регулирования международных конфликтов заключается в предотвращении вооруженной борьбы и обеспечении мирного решения возникающих межгосударственных споров. Если международный конфликт вступил в военную стадию и вооруженная борьба уже началась, то неизбежно возникает проблема правового регулирования самой вооруженной борьбы.
Международные обычаи ведения военных действий складывались со времен глубокой древности, их соблюдение стало традиционным. Например, сформировалась традиция объявления о начале военных действий, традиция гуманного отношения к военнопленным, которых первоначально просто убивали или обращали в рабство. В XVII в. выдающийся голландский мыслитель Гуго Гроций в своем капитальном труде «О праве войны и мира» выдвинул идею деления войн на несправедливые, подлежащие полному и безусловному запрещению, и справедливые, правила ведения которых должны четко регламентироваться международным правом.
Однако время кодификации, т. е. права вооруженных конфликтов, наступило лишь во 2-й половине XIX в. Объективная основа для этого сформировалась именно в тот период, потому что в середине XIX столетия в результате военно-технической революции радикально изменились масштабы и последствия ведения военных действий. Новые формы и способы вооруженной борьбы потребовали и новых средств правового регулирования. Совершенствование этих средств шло по трем основным направлениям. Во-первых, в нормативных актах закреплялись сложившиеся правила ведения войн и одновременно фор-
|
|
268 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов
мулировались новые правила, которые стали необходимыми в изменившихся условиях. Во-вторых, запрещались наиболее опасные для отдельных людей и общества в целом средства и способы ведения военных действий. В-третьих, обеспечивалась правовая защита жертв вооруженных конфликтов. На рубеже XIX–XX вв. основное внимание уделялось первому и второму направлению, а с середины XX столетия, после окончания Второй мировой войны, акцент сместился в сторону третьего направления.
Стремление запретить или ограничить применение опасных для людей видов оружия и способов его использования было ответом на резко ускорившийся прогресс военного дела и военной техники.
Значительный вклад в дело ограничения использования средств уничтожения внесла и дореволюционная российская дипломатия. В 1869 г. по инициативе Российской империи была подписана Петербургская конвенция о запрещении ядовитых и взрывающихся пуль. Впоследствии международно-правовыми актами было запрещено использовать яды, ядовитые газы, бактериологическое и химические оружие, мины-ловушки, средства воздействия на окружающую среду, зажигательное оружие и т. д.
|
|
Однако военно-технический прогресс продвигался столь быстрыми темпами, что попытки сохранить жесткие правовые ограничения на использование оружия, порожденного этим прогрессом, оказались в целом безуспешными. Накануне Первой мировой войны было запрещено использовать воздушные шары для иных целей, кроме целей разведки и связи, но о самолетах, которые в то время считались экзотической новинкой, упомянуть забыли. Стремительное развитие авиации и ее использование в военных целях во время Первой мировой войны выпустили джинна воздушной войны из бутылки, и загнать его обратно не смогла даже Гаагская конвенция 1907 г. Таким образом, международное право закрепило положение, в соответствии с которым сбрасывать взрывающиеся снаряды (бомбы, ракеты) с воздушных шаров нельзя, а с самолетов и вертолетов — можно. Тем не менее правовые ограничения в использовании военной авиации все же были введены: было запрещено подвергать бомбардировкам незащищенные населенные пункты и уничтожать с воздуха невоенные объекты.
Особое значение для правового регламентирования состояния войны и определения статуса участников военных действий имеют Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. Согласно уже упоминавшейся Гаагской конвенции 1907 г., одно государство может начинать военные дейст-
§ 1. Эволюция правовых средств регулирования конфликтов 269
вия против других государств только после объявления состояния войны.
► Состояние войны — это особое правовое положение, при котором дипломатические и консульские отношения между воюющими государствами прерываются, все ранее заключенные между ними двусторонние договоры разрываются, приостанавливается действие норм многосторонних договоров, имеющих отношение к участвующим в военных действиях странам; прекращаются и запрещаются связи с физическими и юридическими лицами противоположной стороны в торгово-экономической сфере; находящиеся на чужой территории граждане враждебного государства могут быть интернированы, а торговые суда, плавающие под флагами таких государств и находящиеся в этот момент в портах неприятеля, задерживаются и даже реквизируются.
Дипломатические и консульские работники, а также члены их семей получают право въезда на территорию своего государства на взаимной основе и по взаимной договоренности. Наряду с дипломатами такой возможностью могут воспользоваться и другие граждане этого государства. Так произошло, например, после начала Великой Отечественной войны, когда советским дипломатам в Берлине удалось добиться права выезда из Германии вместе с сотрудниками посольства и консульских учреждений для тех советских граждан, местонахождение которых было установлено и которых удалось собрать вместе.
С момента объявления войны и начала реальных военных действий появляется театр войны, т. е. те пространства и территории, на которых противоборствующие стороны получают законное право применять вооруженную силу по отношению друг к другу. В театр войны входит морская и сухопутная территория воюющих государств, а также их суверенное воздушное пространство. В театр войны, кроме этого, могут входить открытое море и международное воздушное пространство, а также космическое пространство, за исключением Луны и других небесных тел.
В театр войны в соответствии с нормами международного права не могут входить Антарктида, архипелаг Шпицберген, Аландские острова, зона Суэцкого и Панамского каналов, а также сухопутные и морские территории и воздушное пространство государств, не принимающих участия в войне. В первую очередь это относится к нейтральным государствам.
|
|
270 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов
Нейтралитет — это особый правовой статус, который государства устанавливают для себя как на постоянной основе, так и только по отношению к конкретному вооруженному конфликту. Постоянный нейтралитет таких стран, как Швейцария или Австрия, означает принципиальный отказ от участия в любых войнах, но сохранение за выбравшими такой статус государствами права на самооборону в случае внешней агрессии. Такие нейтральные страны и в мирное время не могут быть членами военных блоков, предоставлять свою территорию для размещения вооруженных сил и военных объектов каких-либо иностранных государств. В условиях войны все нейтральные государства должны не просто не участвовать в военных действиях, но и отказываться от помощи и содействия любой из воюющих сторон. Этим нейтральные (прежде всего нейтральные по отношению к конкретному вооруженному конфликту) государства отличаются от просто не воюющих на данный момент государств.
Не обладающие постоянным нейтралитетом государства должны сделать специальное заявление о своем нейтральном статусе и довести его до сведения всех сторон, принимающих участие в вооруженном конфликте. Специального заявления можно не делать, если нейтральный статус в начавшемся военном конфликте вытекает из принятых на себя соответствующим государством обязательств по отношению хотя бы к одной из сторон конфликта.
Статус нейтралитета подразумевает для нейтральных государств ряд прав и обязанностей. Обязанности нейтральных государств таковы:
♦ не предоставлять свою территорию для создания военных баз воюющих сторон и формирования их воинских частей;
♦ не передавать и не продавать воюющим сторонам боеприпасы, вооружения и боевую технику, военные корабли, самолеты и вертолеты;
♦ не разрешать воюющим сторонам задерживать, осматривать и обыскивать в своих территориальных водах суда, плавающие под любым флагом, и препятствовать в этом воюющим сторонам;
|
|
♦ не разрешать оказавшимся по аварийным причинам в их портах и на их территориях военным кораблям и летательным аппаратам воюющих сторон находиться там больше 24 часов; в случае невыполнения данных условий нейтральное государство получает право интернировать эти корабли и самолеты;
§ 1. Эволюция правовых средств регулирования конфликтов 271
♦ препятствовать тому, чтобы оказавшиеся на их территории больные и раненые воюющих сторон могли после выздоровления снова принимать участие в боевых действиях;
♦ принимать меры для охраны культурных ценностей воюющих государств, попавших на территорию нейтрального государства; последние обязаны возвращать такие ценности законным владельцам.
Нейтральные государства обладают следующими правами:
♦ отражать при помощи военной силы попытки воюющих государств нарушить свой нейтральный статус;
♦ предоставлять свою территорию для перевозки, проживания и лечения жертв военных действий;
♦ предоставлять воюющим сторонам добрые услуги и посредничество в ведении мирных переговоров;
♦ предоставлять убежище военным кораблям, летательным аппаратам и их экипажам, а также личному составу оказавшихся на их территории вооруженных формирований воюющих сторон с последующим интернированием;
♦ предоставлять возможность военным кораблям и летательным аппаратам воюющих сторон пользоваться своей территорией для устранения последствий аварий на срок не более 24 часов.
В свою очередь, воюющие государства должны уважать статус нейтральных государств и не создавать на их территории военных баз, не переносить на нее военные действия, не злоупотреблять правами временного убежища.
Весьма важное значение как в войнах прошлого времени, так и в современных, имеет определение правового статуса непосредственных участников военных действий. К таковым относится не все население воюющих государств, а только та его часть, которая действует на официальной основе и за которую соответствующие правительства несут ответственность. В соответствии с Гаагской конвенцией 1907 г. участники войны делятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатан-тов (несражающихся).
К числу комбатантов относятся:
♦ большая часть личного состава регулярных вооруженных сил вою
ющих государств, в чьи обязанности входит непосредственное уча
стие в боевых действиях;
272 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов
♦ личный состав добровольческих отрядов и ополчение воюющих государств, т. е. речь идет о тех, кто по закону не должен был находиться на действительной военной службе, но добровольно вызвался участвовать в войне;
♦ личный состав партизанских отрядов при соблюдении следующих условий: партизаны должны подчиняться командирам, имеющим связь и ответственным перед собственным правительством, должны иметь отличительные знаки, открыто носить оружие и соблюдать законы и обычаи ведения военных действий;
♦ повстанцы при соблюдении ими тех же условий, которые определены для партизан; различия между первыми и вторыми состоят в том, что, во-первых, восстания носят более массовый характер, а состав участников партизанских действий по объективным причинам ограничен, во-вторых, восстания ограничены по времени в сравнении с партизанскими действиями;
♦ экипажи гражданских морских и воздушных судов, непосредственно участвующих в боевых действиях (перевозке военных грузов, военнослужащих, высадке морских и воздушных десантов);
♦ участники национально-освободительных движений и внутригосударственных вооруженных конфликтов, хотя по отношению к последним полной правовой ясности пока нет.
Комбатантами должны считаться и военнослужащие разных государств мира, включенные в состав вооруженных сил ООН, а также военные контингенты, действующие по мандату Совета Безопасности ООН.
Комбатанты имеют право носить оружие и применять его для нанесения ущерба противнику, но одновременно и против них можно применять оружие на законных основаниях. Этим они отличаются от не-комбатантов, которые имеют право лишь на личную самооборону в случае возникновения непосредственной опасности их жизни. Только тогда они могут использовать оружие, хотя оно у них имеется всегда. Если комбатантами могут быть как военнослужащие, так и гражданские лица, то некомбатанты — это обязательно военнослужащие, но это та часть состава вооруженных сил воюющих государств, функциональные обязанности которой не связаны с ведением боевых действий. Это интенданты, медицинский персонал, военные юристы, журналисты, а в некоторых армиях — священнослужители.
Все военнослужащие, а также комбатанты из числа гражданского населения, в случае если они попали в руки противника, должны счи-
§ 1. Эволюция правовых средств регулирования конфликтов 273
таться военнопленными и к ним должны применяться те нормы права, о которых речь пойдет дальше. Однако при определении статуса тех, кто вел на поле боя разведывательную деятельность, статуса иностранных граждан, принимавших участие в военных действиях в составе армий других государств, возникают некоторые трудности. В международном праве различаются статусы разведчика, с одной стороны, и лазутчика — с другой. Разведчиком считается военнослужащий, ведущий тактическую разведку в тылу неприятеля, если он не скрывает своей принадлежности к регулярным вооруженным силам, открыто носит военную форму, знаки различия и оружие. Лазутчик скрывает свою принадлежность к соответствующей армии, переодевается в гражданскую одежду, прячет личное оружие и выдает себя за безоружного либо переодевается в военную форму неприятеля. Такое лицо может считаться преступником, на которого не распространяются нормы международного права, регламентирующие отношение к военнопленным.
К законным комбатантам относятся добровольцы (волонтеры), т. е. иностранные граждане, добровольно вступившие в вооруженные силы другого государства. Граждане нейтральных государств действуют без санкции своих официальных властей. Волонтер отличается от наемника тем, что не получает каких-либо привилегий, выделяющих его из состава военнослужащих армии, в которой он находится. Волонтер не получает денежного вознаграждения, резко превосходящего сумму, положенную другим военнослужащим в соответствии с занимаемой должностью и званием. Наемник получает гораздо большее вознаграждение, чем другие военнослужащие, выполняющие такие же обязанности в том же месте. Предполагается, что доброволец принимает участие в военных действиях и рискует своей жизнью в соответствии со своими убеждениями, а наемником движут исключительно корыстные мотивы. Наемничество в соответствии с международным правом считается преступлением международного характера, потому наемник, попавший в плен, не приобретает статус военнопленного, а признается уголовным преступником. Следует отметить, что в последние десятилетия наемники чаще всего входили в состав не регулярных вооруженных сил, а незаконных вооруженных формирований. В некоторых регионах мира наемничество получило большое распространение, что породило повышенный спрос на наемников и расширение практики их вербовки. В соответствии с современными правовыми нормами вербовка населения считается таким же преступлением, как и само наемничество, т. е. преступлением международного характера, которое
274 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов
должно пресекаться властями всех государств, подписавших соответствующие конвенции.