ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СБОР ДАННЫХ О КОНФЛИКТОЛОГИИ
Основные методы:
1) структурно-функциональный – выявляются основные элементы конфликтного
взаимодействия и роль каждого из них. Явление рассматривается в состоянии покоя, в статике.
Преимущества: метод помогает увидеть то, что в состоянии движения не увидеть (состав участников, причины, границы конфликта). Выявление структурных элементов – важнейшая предпосылка урегулирования конфликта.
Недостаток: метод исследует то, чего нет, так как конфликт никогда не находится в состоянии покоя, а постоянно изменяется;
2) процессуально-динамический дополняет структурно-функциональный метод.
Инструменты процессуально-динамического метода – определение основных этапов, стадий развития конфликта, Динамика конфликта может развиваться как по восходящей линии (эскалация), так и в направлении разрядки напряженности;
3) типологизация (классификация) конфликтов – метод обеспечивает группировку, классификацию форм конфликтов. Группировка помогает не только увидеть разные типы конфликтов (семейные, учебные, межгосударственные и т.д.), но и глубоко уяснить сущность конфликтов, которая проявляется в их многообразии.
|
|
Особенность: все три метода объясняют, что такое конфликт. Важной задачей науки является не только объяснение того, что есть, но й тога, что будет;
4) прогнозирование – предвидение возможности конфликта, возможного будущего конфликта. Прогноз отличается от утопий тем, что опирается на результаты структурного, динамического и типологического анализов.
Прогнозы могут быть: краткосрочные (на период до 1 года); среднесрочные (на период от 1 до 5 лет); долгосрочные (на срок от 5 лет и более).
Все указанные методы способствуют решению задач на практике по предупреждению и разрешению конфликтов.
Разрешительный метод – особенный метод конфликтологии, отличный от других наук. Он формирует: 1) основные стратегии и тактики улаживания конфликтов; 2) стратегию ухода от конфликта; 3) стратегию силового подавления конфликта и т.д.
Вся совокупность методов – методология науки о конфликте.
К частным методам в конфликтологии относят: наблюдение; самоанализ; устный и письменный опрос; анкетирование; тестирование; деловые игры и т.д.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КОНФЛИКТ»
Распространены два подхода к пониманию конфликта. Первый определяет конфликт – весьма широко – как столкновение сторон, мнений, сил. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему. Второй подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Субъект конфликтного взаимодействия – либо отдельный человек, либо люди и группы людей.
|
|
Два принципиальных уточнения в понятии конфликта: первое – необходимо сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты возникают только при социальном взаимодействии; второе уточнение касается сути конфликта. Сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Сущность конфликта – в противодействии субъектов конфликта в целом.
Полное определение понятия: конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Предконфликтная ситуация – это ситуация, когда субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии) или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу.
Сферы противодействия субъектов конфликта: 1) общение; 2) поведение; 3) деятельность.
Науки, связанные с понятием конфликта: военные науки; история; педагогика; политология; правоведение; психология; социобиология; социология; философия; экономика.
Конфликтология – это наука о конфликтах.
Объект конфликтологии – конфликты в целом, а предмет – общие закономерности их возникновения, развития и завершения.
Типы конфликтов, изучаемые в конфликтологии:
1) внутриличностные;
2) социальные – межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями;
3)зооконфликты.
Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром – межличностные.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Основными целями конфликтологии в РФ являются:
1) исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории;
2) создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;
3) организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.
Для достижения первой цели — развития методологии, теории, методов конфликтологии — необходимо решать следующие содержательные и организационные задачи:
1) преодоление крайней разобщенности частных конфликтологических наук;
2) ознакомление конфликтологов со всеми отраслями конфликтологии и формирование на этой основе самостоятельной науки;
3) проведение междисциплинарных исследований конфликтов;
4) выделение в ВАК РФ научной специальности «Конфликтология» — сначала, возможно, как одной из специальностей в рамках психологии, социологии или политологии;
5) регулярное проведение научных и научно-практических конференций, посвященных методологическим, теоретическим и методическим проблемам конфликтологии;
6) создание системной базы эмпирических данных, включающей результаты ситуационного анализа реальных конфликтов всех видов;
7) организация издания научного журнала «Проблемы конфликтологии», более широкое отражение фундаментальных проблем науки в других периодических изданиях, посвященных конфликтам;
8) расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, публикация в России наиболее значительных работ зарубежных авторов в этой области;
|
|
9) создание в системе научных институтов Российской академии наук Института конфликтологии на базе работающего с 1992 г. Центра конфликтологических исследований.
Для достижения второй цели необходимо решение следующих задач:
1) расширение перечня учебных специальностей вузов, для которых курс «Основы конфликтологии» будет обязательной учебной дисциплиной;
2) введение учебной специализации «Конфликтолог» в рамках психологии, социологии, политологии, в последующем введение самостоятельной учетной специальности;
3) введение учебной дисциплины «Основы конфликтологии» в системе повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства, особенно для руководителей.