Факторы и результативность участия третьей стороны в конфликте

Фахтсры, которые влияют на эффегсшвность деятельности третьей стороны в конфликте:

1) мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение посредника, принять предлагаемое им решение;

2) особенности и характер деятельности третьей стороны. Среди них выделяют:

•заинтересованность третьей стороны в урегулировании конфликта;

•наличие знаний и профессиональных качеств по проведению регулирующего процесса, а также способности убеждать;

•наличие опыта успешного регулирования конфликтов в прошлом;

•знание ситуации, обстановки, особенностей конфликта;

3) настойчивость в действиях третьей стороны — оказывается результативной тогда, когда разногласия участников связаны с принципиальными для них вопросами и напряженность конфликта особенно высока;

4) степень напряженности конфликта. Данные по этому вопросу противоречивы. С одной стороны, выявлено, что разрешение трудового конфликта с помощью медиатора более успешно тогда, когда забастовка уже идет, а не когда возникла лишь ее угроза. С другой стороны, установлено, что излишний накал страстей в ходе переговоров негативно влияет на успешность деятельности посредника;

5) длительность конфликта — затяжные конфликты менее поддаются регулированию, чем скоротечные;

6)характер отношений сторон — чем сложнее, напряженнее взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество;

7)выбираемые Тактики и техники урегулирования конфликтов — определяются ситуацией, а не особенностями медиатора.

Переговорный процесс имеет внутренний цикл развития, в ходе которого возрастает и спадает доверие участников к медиатору, их потребность в разрешении конфликта. Посреднику важно уметь улавливать критические моменты переговоров, во время которых действия, предпринимаемые им, будут максимально успешными.

Вмешательство третьей стороны в конфликт не всегда эффективно. Выявлено, что вмешательство руководителей в конфликты между подчиненными:

1) в 67% ситуаций оказывает положительное влияние;

2) в 25% ситуаций не оказывает влияния на разрешение проблемы;

3) в 8% ситуаций имеет отрицательное влияние на итоги конфликта.


44. ТАКТИКИ И ТЕХНИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИАТОРА С ОППОНЕНТАМИ В ХОДЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Виды тактик взаимодействия:

1) тактика поочередного выслушивания на совместной встрече — применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разьединение сторон невозможно;

2) сделка — посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон, при этом основной упор делается на применение компромиссных решений;

3) челночная дипломатия — медиатор разделяет конфликтующие стороны и посто­янно курсирует между ними, согласуя различные аспекты соглашения, в результате обычно достигается компромисс;

4) давление на одного из оппонентов — большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции, в конечном итоге этот участник идет на уступки;

5) директивное воздействие — предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель — склонение сторон к примирению.

В начале работы медиатор прибегает к техникам рефлексивного вмешательства, которые помогают ему сориентироваться в проблеме, заинтересовать участников конфликта в процессе медиации, поднять свой авторитет в их глазах. Медиатор рассказывает клиентам о себе, своих возможностях, о медиации вообще, мотивирует участников на ведение переговоров.

Цель медиативных техник, или техник контекстуального вмешательства, — нормализация отношений между сторонами и достижение решения стоящих перед ними проблем. При проявлении сторонами враждебности необходимо жестко контролировать ситуацию, используя юмор, иронию или оказывая давление на участников конфликта.

При обсуждении нескольких вопросов медиатор стремится упростить ситуацию, выделяя приоритетные цели, определяя перечень проблем, предлагая сторонам поторго­ваться из-за того, что кажется наиболее важным.

На завершающем этапе переговоров, когда посредник уже имеет четкое представление о том, как и что должно быть сделано, он может выступать в роли судьи, активно влияя на разрешение конфликта. Он использует техники независимого вмешательства, включающие показ участникам плюсов и минусов соглашений, предложение своих вариантов решений, перевод намечающейся договоренности из сферы желаемого в об­ласть действительного.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: