Возникновение письма

Современным фонетическим буквенно-звуковым системам письма предшествуют различные формы, причем первоначальным типом было пиктографическое письмо. От первобытного изобразительного искусства письмо постепенно отделяется примерно в начале мезолита. Буквенно-звуковое письмо в чистом виде появляется во 2 тысячелетии до н.э. в Египте, а шумерское письмо уже в 3 тыс. до н.э. теряет свое изобразительный характер и приобретает форму абстрактных знаков, состоящих из вертикальных и горизонтальных клинообразных черточек.

Лекция 5

ДРЕВНИЙ ВОСТОК: СПЕЦИФИКА РЕГИОНОВ И ДИНАМИКА КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Возникновение первых древневосточных культур означало не столько переход человечества от одной эпохи культурного развития к другой, сколько появление в окружении мощного массива первобытности культур нового типа. Первоначально они образовывали относительно небольшие острова, часто разделенные сотнями и тысячами километров. Постепенно древневосточные культуры расширялись, острова сливались в материки, но в целом Древний Восток так и не поглотил океана первобытности.

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур - это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь частью. Однако это не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и мощь деспотического государства. Условием выживания для человека той эпохи и в тех географических условиях было наличие мощного деспотического государства, получившего свое осмысление и оправдание в культуре.

Своеобразие восточной культуры характеризуется через сравнение восточных и западных государств, способов их происхождения и отношение к человеку и индивидуальной свободе. На Востоке государство появляется раньше, чем первые ростки свободы и индивидуальности. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, и в этом духовная суть восточной деспотии. Государство управляется огромным бюрократическим аппаратом и правитель обладает абсолютной властью. Здесь нет свободных людей - воинов и собственников, а государственные рабы, крестьяне и чиновники. В одном древнем Шумере до миллиона рабов, которые каждый день отправлялись на работы, при этом точно велась фиксация пайков. Благополучие человека определяется почти исключительно государственным рангом. Раб может возвыситься до министра, но и министр остается бесправным рабом государя и всей системы.

Верховный властитель почитается не за свое личное мужество или силу (как это на Западе), а как воплощение божественного величества. Это восточное величество (в отличие от «крови» средневековой Европы)- качество приходящее извне и воплощается в человеке. Возможно и развоплощение. «Величество ушло» - говорили древние египтяне, когда их фараон переставал выглядеть в их глазах настоящим властителем. И тогда «величеством» становился кто-то другой. Иного и быть не могло - ведь достоинство восточного владыки - это воплощение бога. Оборотная сторона - пренебрежение индивидуальным бытием.

Власть в государстве не имела подлинно светский характер: и шумерский владыка, и египетский фараон, и китайский император - это не просто предводители войска (дружины), захватившие в свои руки бразды правления, это правители-жрецы. Их именуют богами или сыновьями богов. Они как посредники между природой и государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: