Особенность культуры Западной Азии

Подлинная колыбель мировой цивилизации Двуречье или шире Западная Азия. Именно из этого региона исходит наиболее интенсивный поток культурных импульсов, способствовавших резкому убыстрению развития остальной части человечества. Что касается других трех центров, то для них характерна заметная замкнутость, а порой и значительная изоляция.

Западная Азия и в первую очередь Двуречье, всегда была открыта внешним влияниям и умела извлекать из этого несомненную пользу. Сюда стремились и укоренялись многочисленные этнические группы, постоянно смешивающиеся друг с другом. Отсюда открывались торговые пути во все стороны, новые идеи - гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войн, различные формы письма, от пиктограмм до алфавита - все это и многое другое восходит к Западной Азии.

Именно в Западной Азии процесс развития частной собственности достиг наивысшего уровня (для древневосточных обществ) и сложились исключительные варианты структуры (Финикия, Вавилон), власть вынуждена была считаться с частными собственниками и власть не отличалась большой степенью сакрализации: хотя правители Западной Азии нередко обожествлялись, уровень их обожествления был в целом намного ниже, чем в Китае или Египте.

Единство культур Китая и Египта

Что касается Египта и Китая, то эти две цивилизации, несмотря на их отдаленность, весьма близки между собой. Слияние политико-административной власти с религиозно-этическим авторитетом. Величие обожествленного правителя («сын Неба» или «сын Солнца») считалось несомненным и неоспоримым.

Тотальный контроль над населением, с массовым привлечением его к исполнению многочисленных и тяжелых трудовых повинностей. Общая для обеих цивилизаций едва ли не центральная фигура жреца-чиновника, различия в акценте: в Египте больше жрец, а в Китае - чиновник.

Конечно, были различия в системе ценностей, образе жизни, формах социальной организации населения, но много общего в структуре.

Символом египетского духа можно считать Сфинкса: человеческая голова, выглядывающая из тела животного изображает дух, который «начинает возвышаться над природой, вырываться из нее и уже свободнее смотреть вокруг себя, однако не вполне освобождается от оков» (Гегель).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: