Познание и наука. Критерии научности

Познание обозначает последовательное движение к знанию. Термин «познание» может употребляться в разных смыслах. Во-первых, как одна из способностей человека, которая помогает ему адаптироваться к реальности в условиях недостаточной биологической приспособленности к выживанию. Во-вторых, как творческий процесс получения знаний. В-третьих, познание приравнивается к знанию, поэтому в обыденной жизни эти понятия часто не различаются.

Понятие «знание» характеризует обладание человеком определенной информацией и частичную осознанность этой информации. Все виды знания как элементы духовной культуры равноценны и одинаково необходимы для понимания природы познавательной деятельности человека. Каждый из видов знания имеет собственные форму и содержание и существует независимо от других видов.

Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает. Обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов. Оно выступает основой всех других видов знания.

Художественное знание формируется в сфере искусства и формой его существования является художественный образ. Он всегда условен, так как в искусстве допускается вымысел. Познание – не главная функция искусства, поэтому художественное знание существует как побочный продукт художественного творчества.

Мифологическое знание представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности, то есть не столько объективное отражение действительности, сколько отражение переживаний людей по поводу этой действительности.

Сущностной характеристикой религиозного знания является его связь с верой в сверхъестественное и эмоционально-образным отражением действительности. В религии акцент делается на веру, а не на доказательство и аргументацию.

Главной особенностью философского знания является его рационально-теоретическая форма. Философия представляет собой развернутый ответ на мировоззренческие вопросы. В античности философией назывался весь комплекс теоретических знаний. В современной философии существуют разделы, которые непосредственно связаны с научным знанием. И в науке, и в философии знание выражается в рациональной форме в виде понятий, суждений и умозаключений.

В отличие от философии научное знание не носит мировоззренческого характера, наука ничего не говорит человеку о его жизненных нуждах. Особенностями научного знания являются:

- рациональность, т.е. формулирование и выражение в виде непротиворечивых принципов и законов новых сведений о реальности;

- объективность, т.е. стремление постигать действительность как можно более полно и точно, исключая субъективистские моменты;

- имеет объяснительный характер и является доказательным;

- цель науки – открытие закономерностей и общих принципов;

- эвристичность – это предсказание неизвестных фактов и явлений и определение тенденций развития уже известных. Предсказательная сила, илиэвристичность,научных теорий – одно из важнейших свойств, по которым оценивается новое знание в науке.

- системная организованность, т.е. все данные науки упорядочены в теориях и концепциях, которые согласуются друг с другом и с доминирующими в ту или иную эпоху мировоззренческими представлениями.

В современной науке используются такие критерии научного знания, как верификация, фальсификация, непротиворечивость, когерентность, эвристичность, полезность, простота, красота.

Верификация – это опытная подтверждаемость. Научные положения тем лучше обоснованы, чем больше подтверждающих эти положения фактов. Верификационная концепция научного знания сразу же после появления была подвергнута критике, т.к. наука не может развиваться только на основе опыта.

Фальсификация приравнивается к эмпирической опровержимости, т.е. любая теория, если она претендует на статус научной, должна в принципе опровергаться опытом.Этот критерий также был подвергнут критике. Утверждалось, что опровержение теории – результат не столько ее фальсификации, сколько вытеснения другой теорией, лучше объясняющей факты.

Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах.

Когерентность (системность) предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные. В качестве такого фундаментального знания выступают философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии, самоорганизации мира и т.п.

Критерий эвристичности применяется, когда перечисленные выше способы отграничения истинного знания от неистинного не позволяют принять решение.

В качестве неклассического критерия может также использоваться критерий полезности: знание, которое обеспечивает деятельность, ведущую к успеху, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания. Этот критерий указывает на тесную связь науки и научного знания с практикой.

Суть критерия простоты заключается в следующем: из двух теорий предпочтение следует отдать той, которая объясняет действительность более просто. В оценке критерия простоты нет единства: одни философы считают его действенным, другие – теоретической химерой, которую следует исключить из науки.

Красота – еще более субъективный критерий, выражающий личностную удовлетворенность результатами познания. Суть принципа красоты заключается в том, что хорошая теоретическая концепция всегда отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: