МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическому занятию №4.
Тема: Топографическая анатомия мозгового черепа. Наружное и внутреннее снование черепа.
Оснащение занятия: влажные и сухие препараты головы, череп, набор хирургического и стоматологического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.
Учебные цели: студент должен научиться:
а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях мозгового черепа, его наружного и внутреннего оснований;
б) определять границы наружного и внутреннего оснований черепа по внешним ориентирам;
в) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований наружного и внутреннего оснований черепа;
г) определять локализацию и пути распространения гнойных процессов, характер повреждения сосудисто-нервных пучков при ранениях названных областей;
Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)
Студенты изучают границы внутреннего оснований черепа, передней, средней и задней черепных ямок. При этом должно быть обращено внимание на локализацию отверстий и расположение в них сосудисто-нервных образований. При изучении передней черепной ямки необходимо усвоить практическое значение её взаимоотношений с полостями глазницы и носа при переломах и распространении гнойного процесса. Рассматривая среднюю черепную ямку надлежит акцентировать внимание на локализацию пещеристого синуса, его анастомозы и взаимоотношения со зрительными нервами и внутренней сонной артерией. Следует уточнить сообщения средней черепной ямки с полостью глазницы, с крыловидно-нёбными и подвисочными ямками. В задней черепной ямке определяют расположение ствола мозга, венозных синусов и их связи с венами наружного основания черепа, взаимоотношения внутренней яремной вены с черепными нервами в яремном отверстии. Далее приступают к определению ориентиров и проекции выхода XII пар черепных нервов в различных областях мозгового и лицевого отделов головы, обращая особое внимание на локализацию ветвей тройничного нерва в связи с выполнением местного обезболивания.
|
|
Контрольные вопросы.
1. Границы и содержимое передней черепной ямки.
2. Расположение и содержимое отверстий решетчатой кости.
3. Границы и содержимое средней черепной ямки.
4. Расположение, содержимое и сообщение зрительного канала.
5. Расположение, границы, содержимое и сообщение верхней глазничной щели.
6. Расположение, содержимое и сообщение круглого отверстия.
7. Расположение, содержимое и сообщение овального отверстия.
8. Расположение, содержимое и сообщение остистого отверстия.
|
|
9. Расположение, содержимое и сообщение рваного отверстия.
10. Канал внутренней сонной артерии и пещеристый венозный синус.
11. Границы и содержимое задней черепной ямки.
12. Расположение, содержимое и сообщение внутреннего слухового отверстия.
13. Расположение, содержимое и сообщение яремного отверстия
14. Расположение, содержимое и сообщение большого затылочного отверстия.
15. Расположение, содержимое и сообщение канала подъязычного нерва.
16. Границы и внешние ориентиры наружного основания черепа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическому занятию №5.
Тема: Общая топография головного мозга. Трепанация черепа (краниотомия).
Оснащение занятия: влажные и сухие препараты головы, череп, набор хирургического и стоматологического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.
Учебные цели: студент должен научиться:
а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях головного мозга;
б) наносить по внешним ориентирам на своде черепа линии схемы черепно-мозговой топографии Кренлейна-Брюсовой;
г) определять по схеме черепно-мозговой топографии Кренлейна-Брюсовой проекцию интракраниальных сосудов, борозд и извилин;
д) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований, оболочек мозга, ликворных пространств и венозных синусов;
е) обосновывать осуществление доступов и технику выполнения декомпрессивной (по Кушингу) и костно-пластической (по Вагнеру-Вольфу и Оливекрону) трепанации черепа.
Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)
Студенты изучают расположение и взаимоотношения оболочек головного мозга с костями черепа, полушариями большого мозга, его ствола и мозжечка. Уточняют формирование отрогов твердой мозговой оболочки, локализацию её венозных синусов. Определяют границы эпидурального, субдурального и субарахноидального пространств. Необходимо усвоить ликворную систему головного мозга, её связи с одноименной системой спинного мозга.
Описывают особенности кровоснабжения головного мозга, артериальный виллизиев круг. После этого приступают к определению внешних ориентиров для определения проекции внутричерепных образований на кожу. Усваивают последовательность нанесения линий схемы черепно-мозговой топографии Кренлейна-Брюсовой, которую рекомендуется зарисовать в рабочих тетрадях. Затем по схеме черепно-мозговой топографии Кренлейна-Брюсовой определяют проекцию a. meningea media, центральной и боковой (Сильвиевой) борозд, передней мозговой артерии, подчеркивая при этом их значение при определении локализации интракраниальных гематом и выполнении хирургических доступов. После этого обучающиеся рассматривают технику выполнения декомпрессивной (по Кушингу) и костно-пластической (по Вагнеру-Вольфу и Оливекрону) трепанации черепа.
Контрольные вопросы.
1. Полушария мозга, основные борозды и извилины, ствол мозга и мозжечок.
2. Оболочки головного мозга.
3. Отроги твердой мозговой оболочки.
4. Венозные синусы твердой мозговой оболочки.
5. Артерии твердой мозговой оболочки.
6. Границы эпидурального, субдурального и субарахноидального пространств.
7. Ликворная система головного мозга.
8. Кровоснабжение головного мозга.
9. Артериальный виллизиев круг.
10. Схеме черепно-мозговой топографии Кренлейна-Брюсовой.
11. Источники и локализация интракраниальных гематом.
12. Хирургические доступы при выполнении трепанации черепа.
13. Этапы костно-пластической трепанации черепа (по Вагнеру-Вольфу и Оливекрону).
14. Этапы декомпрессивной трепанации черепа (по Кушингу).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическому занятию №6.
|
|
Тема: Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы. Щечная, околоушно-жевательная, подглазничная и подбородочная области.
Оснащение занятия: влажные и сухие препараты головы, череп, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.
Учебные цели: студент должен научиться:
а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях лицевого отдела головы, образований щечной, околоушно-жевательной, подглазничной и подбородочной областей;
б) определять границы лицевого отдела головы, щечной, околоушно-жевательной, подглазничной и подбородочной областей по внешним ориентирам;
в) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований, строение фасциально-клетчаточных структур щечной, околоушно-жевательной, подглазничной и подбородочной областей;
г) определять локализацию и пути распространения флегмон, характер повреждения сосудисто-нервных пучков при ранениях названных областей;
д) обосновывать осуществление доступов технику выполнения разрезов в щечной, околоушно-жевательной, подглазничной и подбородочной областей.
Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)
Студенты изучают границы лицевого отдела головы, голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований по костным, мышечным ориентирам, его послойное строение и клетчаточные пространства лица. Следует обратить внимание на деление боковой области лица на поверхностный и глубокий отделы плоскостью, проведенной параллельно ветвям нижней челюсти. В щечной области обращается внимание на строение жирового тела (комка) и его отростков, на значение этих отростков в распространении воспалительных процессов при флегмонах щеки в подвисочную и крыловидно-нёбную ямки, полость черепа. Следует уделить внимание связям поверхностных вен с венами глубокого отдела лица, вен полости глазницы с венами полости черепа. Изучая околоушно-жевательную область, обращают внимание на строение костно-фасциального ложа жевательной мышцы, на связи этого ложа с подапоневротическим пространством височной области и значение его в образовании глубоких флегмон лица, учитывая топографию ветвей лицевого нерва необходимо обосновать характер разрезов на лице. Ориентируясь по костному препарату черепа, следует изучить границы позадичелюстной ямки. Затем приступают к изучению топографии околоушной железы и содержимого её фасциального ложа (лицевого и ушно-височного нервов, наружных сонных артерий и позадичелюстной вены), обратив внимание на её особенности, которые могут служить основой для развития патологических процессов. Изучая подглазничную область, обращают внимание на расположение в ней клыковой ямки и подглазничного отверстия с одноименным сосудисто-нервным пучком. В подбородочной области определяют положение подбородочного отверстия тела нижней челюсти с проходящими в нем одноименными сосудами и нервом, акцентируя внимание на их прикладном значении в связи выполнением проводниковой анестезии, а также уделяют внимание различным формам подбородка. После чего студенты обосновывают направление разрезов при гнойном паротите, других гнойных процессах в изучаемых областях. Рассматривается техника выполнения операций при параличе лицевого нерва, принципы первичной хирургической обработки ран челюстно-лицевой области.
|
|
Контрольные вопросы.
1. Границы и внешние ориентиры щечной и околоушно-жевательной областей.
2. Основные сосуды и нервы щечной, околоушно-жевательной областей.
3. Жировое тело щеки и его практическое значение.
4. Ложе околоушной слюнной железы и его содержимое.
5. Слабые участки капсулы околоушной слюнной железы.
6. Проекция Стенонова протока.
7. Границы и внешние ориентиры подглазничной области.
8. Основные сосуды и нервы подглазничной области
9. Границы и внешние ориентиры подбородочной области.
10. Основные сосуды и нервы подбородочной области.
11. Техника выполнения операций при параличе лицевого нерва.
12. Принципы первичной хирургической обработки ран челюстно-лицевой области.