Анатомо-хирургические задачи. 1. У больного постгриппозный синусит-максиллит (гайморит)

1. У больного постгриппозный синусит-максиллит (гайморит).

Какими анатомическими особенностями сообщения верхнечелюстной пазухи с полостью носа можно объяснить то, что из всех околоносовых пазух гнойное воспаление чаще развивается в верхнечелюстной?

2. У больного с поражением нижнего коренного зуба боль иррадиирует в области глазницы, верхней челюсти и тела нижней челюсти.

Дайте топографо-анатомическое обоснование такой иррадиации боли.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию №8.

Тема: Топографическая анатомия и оперативная глубокой области лица.

Оснащение занятия: влажные и сухие препараты головы, череп, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.

Учебные цели: студент должен научиться:

а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях глубокой области лица;

б) определять границы глубокой области лица по внешним ориентирам;

в) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований, строение фасциально-клетчаточных структур глубокой области лица;

г) определять локализацию и пути распространения флегмон, характер повреждения сосудисто-нервных пучков при ранениях названной областей;

д) обосновывать осуществление доступов и технику выполнения разрезов при гнойно-воспалительных процессах окологлоточного и заглоточного клетчаточных пространств.

Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)

Студенты изучают по внешним ориентирам границы глубокой области лица (межчелюстного пространства). При этом уделяется особое внимание строению височно-крылдовидного и межкрыловидного клетчаточных промежутков и расположенным в них верхнечелюстной артерии, крыловидному венозному сплетению, нижнечелюстному нерву и их ветвям, сообщениям клетчатки с крыловидно-нёбной ямкой, глазницей, дном полости рта и др. Далее приступают к описанию стенок и содержимого крыловидно-нёбных ямок, окологлоточного и позадиглоточного пространств. Подчеркивается значение этих вопросов при распространении гнойных процессов одонтогенного происхождения, для выполнения проводникового обезболивания. После чего студентам предлагается рассмотреть принципы выполнения разрезов при флегмонах глубокой области лица, следует уделить внимание особенностям вскрытия заглоточного абсцесса.

Контрольные вопросы

  1. Границы глубокой области лица.
  2. Подвисочная ямка, её границы.
  3. Височно-крыловидный и межкрыловидный промежутки, их содержимое и сообщение.
  4. Топография крыловидного венозного сплетения, верхнечелюстной артерии.
  5. Нижнечелюстной нерв, его ветви и зона иннервации.
  6. Крыловидно-нёбная ямка, её границы, содержимое и сообщение.
  7. Окологлоточное и заглоточное клетчаточные пространства, их границы и содержимое.
  8. Пути распространения флегмон глубокой области лица.
  9. Разрезы при флегмонах глубокой области лица.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: